Архив:

Могут ли инвалиды обучаться в массовой школе

Ирочка с рождения была слабенькой. Вроде и росла девочка быстро, и хорошела день ото дня, только вот ножки оставались слабенькими.
В два года, когда малыши уже довольно уверенно ходят, Ира все еще ползала по полу, быстро перебирая ручками и подтягивая ноги.
Родители девочки боролись за ее здоровье самоотверженно. Бесконечные массажи, укрепляющая гимнастика. Все это, несомненно, укрепляло здоровье ребенка.

В три года малышка сделала первые самостоятельные шаги. Однако нормально ходить Ира все-таки не могла: несколько шагов, а потом ноги уставали, и девочке приходилось садиться и отдыхать.
При такой ситуации отправлять девочку в детский сад родители не решились. Ее воспитанием и образованием занялась Ирина бабушка. К шести годам ребенок хорошо читал, считал, вполне уверенно разговаривал на немецком языке, который изучал вместе с бабушкой.
Когда Ире исполнилось семь лет, на семейном совете активно обсуждался вопрос: «Продолжать ли девочке домашнее обучение или отправлять ее в школу? И, если оправлять, то в какую?»
- Ира - очень общительный ребенок. Она, конечно же, хотела учиться в школе, как и другие дети. Но мы с мужем долго не решались на это, - рассказывает Наталья - мама Иры. - Ладно, мы будем ее возить в школу и забирать. Но вот по этажам-то ей придется ходить самой, а девочка сделает десять шагов и устает. Я настаивала на домашнем обучении, но дочка сказала, что, хоть на коляске, хоть на костылях, будет ходить в школу.
Несколько месяцев семья искала школу, в какой могла бы учиться Ира. Некоторые директора средних общеобразовательных заведений не хотели принимать девочку, объясняя свой отказ тем, что она не сможет «тянуть» школьную программу.
Другие руководители учреждений образования, вроде бы соглашали принять Иру в первый класс, но сокрушались, что лестницы в их школах очень длинные, ступеньки высокие, так что девочка просто не сможет по ним подниматься.
- Я знаю, что заграницей существует инклюзивная система образования, при которой здоровые дети обучаются с теми, кто имеет проблемы физического развития, продолжает Наталья. - Здания учебных заведений спроектированы таким образом, чтобы колясочники могли посещать учреждения образования. Инклюзивное образование неоьходимо развивать и в нашей стране.
Представители московского Департамента образования, депутаты Мосгордумы, руководители медицинских учреждений начали разработку проекта Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». В документе будет прописан механизм устройства детей-инвалидов в массовые школы, определены права родителей, стремящихся выбирать образовательное учреждение и форму обучения для своих детей с ограничениями здоровья, участвовать в разработке индивидуального плана обучения своих детей, получать возмещение затрат на обучение ребенка в семье.
- Проект закона устанавливает количество инвалидов, которые могут обучаться в образовательном учреждении в соотношении с другими учащимися, - говорит руководитель Московского Департамента образования Ольга Ларионова. - При очной форме обучения должно быть не более 10 проценов инвалидов от числа воспитанников учреждения и не более трех лиц с ограничениями здоровья в классе.
В документе будут прописаны государственные гарантии по созданию специальных условий обучения и воспитания, физической реабилитации и социальной адаптации больных детей в школах и на дому. А также определена категория лиц, на которых Закон будет распространяться.
- В следующем учебном году более 100 столичных учреждений образования в экспериментальном режиме начнут реализовывать принцип интегрированного образования, - говорит депутат Московской городской Думы Татьяна Потяева. - Для этого за счет экономии фонда оплаты труда, имеющегося в школах, в штатное расписание учебных заведений будут введены 150 ставок помощников педагогов.
В ближайщие три года в каждом районе города будут открыты такие учреждения.

Справка «ВМ»
В Москве 74 процента детей, имеющих инвалидность, получают среднее образование. Если раньше их обучение велось, в основном, в специализированных учреждениях или на дому, то сейчас 49 процентов (9006 человек) из них посещают массовые школы и лишь 35 процентов (6786 человек) обучаются в специализированных школах и интернатах. Еще 11 процентов воспитываются в детских садах, а 5 процентов посещают учреждения начального профессионального образования.

Наш опрос
Должны ли дети, имеющие инвалидность, обучаться в массовой школе?
Елена ЛУБЧЕВА, заслуженный учитель Москвы:
- Должны. Присутствие таких детей в массовой школе будет благотворно влиять не только на их адаптацию в обществе, но и на духовное состояние здоровых детей. Они должны понимать, что все люди - разные. Если ребенок имеет проблемы физического развития, его умственные способности могут быть выше, чем у среднестатистического школьника.
Игорь Стучников, ученик 11 класса У меня есть приятель, который болен ДЦП. Он с трудом передвигается по комнате, но отлично разбирается в точных науках. И часто помогает мне решать задачки по алгебре и физике. Сашка очень переживает, что не может ходить в школу, потому что на коляске по этажам не поездишь. Если бы школное здание было оборудовано пандусами, мой друг мог вместе со мной ходить на уроки и помогать мне на контрольных.
Ольга Шапошникова, психолог Дети-инвалиды, имеющие сохранный интеллект, должны иметь возможность посещать массвую школу и развивать свои способности. Присутствие таких детей в массовой школе всегда благоприятно воздействует на их физическое состояние.

Автор: Мария Соловьева
Источник: vmdaily.ru