Архив:

Другое дело Игоря Гакова

...Кажется, что за этой решеткой, за этим забором - совсем другая жизнь. Куда-то спешат люди, мчатся автомобили, зазывают витрины. А здесь, за железными воротами, как в старомосковском дворике - по-домашнему уютно. На лавочках около клумб расположилась группка молодежи, болтают о чем-то с увлечением, то и дело раздается смех. Вот распахнулись двери и один за одним из центра выехали парни - старшему не больше 25 - перекинулись парой фраз с сидящими на лавочках - и гуськом отправились на променад.

Неподалеку две пенсионерки, отставив костыли и облокотившись о перила, чтото горячо обсуждают, стреляя по сторонам глазами, и сразу видно, что это доставляет им несказанное удовольствие.
Столько светлых, улыбчивых лиц, искренне наслаждающихся общением, в одном месте встретишь нечасто - и сколько раз прихожу в Центр «Преодоление», столько удивляюсь царящей здесь атмосфере - сначала видишь улыбки и радость на лицах, а только потом замечаешь, что все обитатели этого центра либо на колясках, либо с костылями - сюда попадают после самых тяжелых травм, патологией спинного мозга и ДЦП. Большинство из них попадают сюда в отчаянном состоянии - физические страдания истерзали тело и душу - в глазах только боль. Не лучше состояние и у близких нового пациента. Но проходит всего несколько дней и человека не узнать: где та тоска в глазах и обреченность? Человека, попавшего сюда с больничной койки или из домашнего одиночества, закручивает в вихре перемен. Современное здание, комфортные, оборудованные по последнему слову техники палаты, доброжелательные медсестры, медбратья и врачи, а на кухне колдуют лучшие шефповары столицы. Времени для тоски совсем не остается - полный рабочий день с девяти до шести идет работа над телом, а многие так втягиваются, что и на «переработки» соглашаются, используя редкие часы отдыха для оздоровительных водных или других процедур. Но и после этого пациенты центра не сидят, сложа руки. Новички попервоначалу еще пытаются увильнуть, но их тут же берут в оборот и ведут в компьютерный зал, кинозал, зал для караоке или на многочисленные кружки. Мало этого, не реже чем раз в неделю в Центр приезжают артисты либо обитатели центра сами выезжают в театры, на выставки, в концертные залы. А еще с каждым индивидуально работают психологи, есть время излить душу, обсудить потаенные проблемы, а потом порелаксировать при звуках музыки и погрузиться в сказочный мир полудремы.
Только ночью прекращается эта круговерть и кажется вот они свободные часы, когда можно взгрустнуть и попенять на судьбу, но... усталость берет свое, глаза закрываются, и приходит умиротворяющий сон. Так проходит месяц, два. И при выписке оказывается, что люди, до этого практически бездвижные, начинают двигаться и полны решимости добиться большего.
Появляются желания, интерес, энергия, уверенность и понимание: какая теперь должна быть жизнь. Здесь спасают не только своих пациентов, но и их родных, для которых боль близкого - это их боль, а возрождение любимого человека - счастье. Так начинается новая жизнь - жизнь после преодоления себя.
«Мне снилось, что я жутко голодный...»
Это не первый мой визит в Центр «Преодоление» и каждый раз я знакомлюсь здесь с новыми неординарными людьми. Вот Игорь Гаков - свободная, раскованная манера держаться, сленговые словечки, четкий профиль, ежик короткоостриженных волос заканчивается длинной косичкой. Даже во время разговора он поминутно двигал компьютерной мышкой и то и дело отвечал на звонки.
Полное ощущение, что мы болтаем между делом в офисе, когда приходится еще и за работой следить и внешнюю обстановку по телефону контролировать.
Честно говоря, я даже немного растерялась, это было совсем не то, что я ожидала увидеть. Вообще это не офис, а лечебное хоть и реабилитационное учреждение, и я точно знаю, что человек на коляске должен быть жутко усталым после дня всевозможных процедур. А он вместо этого бодренько общается со мной, другими людьми и одновременно угощает чаем и расхваливает мамино варенье. И только я занесла ложку над банкой, Игорь ошарашил меня вопросом:
- Вы об организации «Вера и свет» слышали?
Я растерянно пожала плечами и замотала головой.
- Эта движение, объединяющее умственно-отсталых людей, их семьи и друзей. Один из его активных участников - мой духовник - отец Алексей и я собираюсь принять участие в деятельности общины - стать директором лагеря сначала летнего, а потом надеемся и круглогодичного.
Тут уж я очнулась и закидала его вопросами. Оказалось, что у Игоря нет прямой заинтересованности в работе общины - в его семье нет умственно-отсталых, и сам он вполне ментально здоровый человек. Тогда почему? Может быть причина в том, что Игорь сам пережил многое и в семьях некоторых его друзей растут такие дети? А, кроме того, у Игоря есть определенные таланты, которые могли бы пригодиться этим людям. Быть нужным, разве этого мало?
- Чем вы можете помочь в роли директора?
- Я хороший организатор, у меня это получается.
Сейчас Игорю 39 лет, его жизнь была насыщенной и не всегда однозначной. После того, как семью с годовалым сыном оставил отец, все заботы о сыне легли на мамины плечи. Учился средне, можно было бы сказать, что хорошо, если бы не забросил школу в восьмом классе и не прогулял большую часть школьных часов.
Для мамы, полностью доверявшей ребенку, это было неожиданным известием - ее сына попросили из школы. Но учиться можно и в других местах, был выбран полиграфический техникум, специальность техник-технолог офсетной печати. Мама надеялась, что после этого сын пойдет в институт, но сын пошел работать - он был единственным мужчиной в семье, и ему надоело сидеть на маминой шее...
Начал он с традиционного мужского занятия - разгружал вагоны с табачным листом. Но долго быть грузчиком не пришлось. В шестнадцать лет благодаря хорошей протекции его приняли личным помощником директора одной из коммерческих ассоциаций, там он прошел первую школу бизнеса. Потом были своя фирма, свое риэлтерское бюро, опять фирма. За это время он успел жениться, родилась дочь, они расстались и опять сошлись с женой. Намечался новый коммерческий проект - жизнь била ключом.
...Все оборвал один вечер 12 лет назад. Он приехал в гости к друзьям, лег спать и... проснулся на 26-ой день.
Кома. Врачи окончательно так и не разобрались с причиной, возможно, дал знать себя перенесенный год назад перитонит, когда после двух операций он потерял в весе 15 кг и сильно подорвал иммунитет, возможно, какая-то инфекция... Но в результате оказался поражен головной и спинной мозг. Сейчас он вспоминает о том дне спокойно и даже с улыбкой, но тогда...
Домашние и друзья сначала пытались разбудить его сами, потом вызвали скорую, первая скорая вызвала реанимобиль. Он лежал в реанимации весь декабрь и праздничные новогодние дни, слабел на глазах и никак не мог выбраться из комы.
- Были сны - путешествия, сны-хождения. Я бродил по подвалу под Макдональдсом, страшно хотел есть, был дикоголодным, а вокруг бегали уборщики в униформе и сваливали в металлические баки мусор с тележек. Я ходил и пытался найти галеты - в упаковке две штучки. Искал и думал, что, если найду, то буду самым счастливым человеком на свете... Не нашел.
Из комы он все-таки вышел, но врачи, спасшие ему жизнь, потом допустили целую серию серьезных ошибок, результатом которых стала жизнь на коляске.
- Что толку теперь думать, почему врачи не сделали все, как надо, а допускали одну ошибку за другой. Надо работать над тем, что есть. Сейчас я могу пройти на ходунках метров 100, у меня есть цель, есть надежда и есть уверенность, что я пойду.
Первый год Игорь лежал, он был полностью зависим от мамы и жены, ухаживающих за ним. Ему было 28 лет. Потом начался его путь по московским больницам, реабилитационным центрам, операции и вновь операции, и ежедневный упорный труд над своим телом, и очень медленное улучшение.
Надо сказать, что Игорь, несмотря на всю ограниченность в движении очень деятельный и оптимистичный и с юмором относится к изгибам своей судьбы:
- 1998 год - в стране дефолт, люди потеряли много денег, а я потерял здоровье, но вот зато открыл для себя новый мир...
Надо, чтобы была Вера
Но денежный вопрос тоже затронул их семью, на врачей и лекарство надо слишком много денег. Как только Иорь почувствовал улучшение, сразу начал действовать. Работу дал компьютер, сейчас Игорь в составе творческой группы занимается производством интернетсайтов, их обслуживанием и поддержкой.
Кроме этого, он смог добиться улучшения жилищных условий - получил квартиру, купил машину. Он вновь стал главным кормильцем семьи.
Произошли изменения и в личной жизни Игоря, последние годы делит с ним все радости и горести его любимая девушка Вера, с которой он счастлив и надеется, что это счастье продлится всю жизнь.
Поняв, что за более чем десять лет в инвалидной коляске - жизнь людей с ограниченными возможностями стало для него одной из наиболее понятных и близких тем - возникло желание перенести эти знания в практическую плоскость.
Сейчас довольно много свободного времени Игорь посвящает новому интересному проекту. В прошлом году Игорь вместе с друзьями организовали Творческую лабораторию социальной реабилитации инвалидов «Другое дело».
В творческой лаборатории два направления, первая: киностудия. В ней группа людей с ограниченными возможностями снимает фильмы на самые различные темы, но актеры в фильмах тоже участники этой творческой лаборатории. Самое интересное, что раньше, в здоровом состоянии мысли о съемках фильмов многим из них даже не приходили в голову, казалось, что это нереально, нет образования, техники, навыка. А пройдя через такие жизненные испытания, сделав то, что другим не под силу, стало интересно попробовать все, вдохнуть жизнь полной грудью. На сегодняшний день студией «Эйсмарх» снято уже три фильма.
Второе направление творчества лаборатории «Другое дело» - экстремальные гонки на выживание. Это гонки на специальнооборудованных автомобилях, когда каждый пилот старается остаться на треке один, выпихивая остальных.
Кризис затормозил всю работу и не дает расширяться, но все рассчитывают на его ближайшее окончание и продолжают снимать фильмы и тренироваться на треках.
Сейчас в стране идет Год молодежи, в городе Год равных возможностей, а Игорь нашел для этого года свое название. Для него наступил Год здоровья, он все силы и средства вкладывает в реабилитацию своего тела и Центр «Преодоление» предоставляет для этого самые лучшие возможности. А для души - Вера и ...Вера.
- Что такое для меня «Преодоление»? Здесь я живу. Я помню все, как я ходил сегодня по улице с ходунками, вместе с методистом Эльдаром, плавал в бассейне с тренером Виталиком - совершенно чудесным человеком, я чувствую, как у меня гудит все тело от нагрузки, а потом пойду к доктору Андрею на массаж... В общем, здесь ставят человека на ноги - и в прямом, и в переносном смысле...

Автор: Наталья Козырева
Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ