Архив:

Коляска Деменева. Рубцовский инженер разработал инвалидную коляску-лестницеход

В середине 1980-х была популярной телепередача «Это вы можете». Инженер-конструктор Рубцовского проектно-конструкторского технологического института Валерий Деменев с удовольствием смотрел ее. Однажды в передаче объявили конкурс умельцев, которые смогли бы сделать инвалидную коляску, поднимающуюся по ступеням. У кого-то что-то получилось, и это заинтересовало рубцовчанина. Хотя увиденное изделие, по его мнению, было недоделанным: коляска передвигалась по ступенькам на шестигранных колесах. 

Ее автор пошел в нужном направлении, но на полпути остановился. И тогда Валерий Михайлович загорелся идеей разработать коляску, на которой можно было бы легко передвигаться по лестничным пролетам. Примерно в 1988 году занялся ее воплощением. Но жизнь распорядилась по-другому. Грянула перестройка, в институте перестали платить зарплату, и Деменев, оставив должность начальника конструкторского отдела, занялся коммерцией, чтобы прокормить семью.

Выйти из квартир

Надо сказать, из него получился неплохой предприниматель. Бизнес пошел в гору, но на первых порах часто приходилось самому мотаться в Москву за товаром. Наблюдательный рубцовчанин обратил внимание, что в столице довольно много инвалидов на колясках, причем они нашли себе занятие, например, продавать газеты.

– Я уважаю людей, которые не думают, что кто-то им обязан платить и государство должно их обеспечивать по полной программе. Вот для таких я и пытаюсь что-то сделать, – говорит Валерий Михайлович. – В Рубцовске редко на улицах увидишь инвалидов в колясках, не покидают они квартиры.

От идеи создать средство передвижения для людей с ограниченными возможностями Деменев не отказался. Правда, над первым вариантом работал более пяти лет с большими перерывами, потому что проблема обеспечения семьи стояла на первом плане. А затем и времени стало больше, и в средствах не так стеснен, так что появились и другие модели.

– Одна без электропривода, там все делается руками, – поясняет изобретатель. – Две коляски с небольшими колесами диаметром 200 мм. А вот эта коляска называется «Алей-2». На ее изготовление у меня ушло недели полторы, на разработку – две недели. Но это потому, что был уже базовый вариант.

Нужна доработка

У Деменева и патент на изобретение имеется. Но чтобы организовать изготовление, нужно оформить множество документов. Как ему сказали, процедура эта очень тяжелая и затратная, около полумиллиона рублей. Да и коляску нужно еще довести до ума.

– Принцип работает, а дальше нужна доработка, – признается инженер. – Можно снизить вес. Например, при изготовлении из титана она будет на 5-7 кг легче.

Кстати, приспособление и так весит всего 24 кг в отличие от 120-килограммовых заводских. Это потому, что вместо навороченного сиденья установлено простое. По мнению Деменева, у его коляски есть и другие преимущества.

– В Москве продаются коляски итальянские, французские, у них механизм подъема гусеницей. Поднимаются плавно, хорошо, но в нашем климате их тяжело использовать. Чуть-чуть похолодало, ледок появился, и они уже начинают скользить. Фактически подъем на них будет невозможен, – уверен он. – На моей можно ездить в любое время года. На нее устанавливается лыжа, причем за несколько секунд, не вставая с коляски. А переход из положения колеса в положение на лыжу – за 1-2 секунды. И когда я еду с лыжей на колесах, она не мешает. Могу заехать в торговый центр. В то же время, как только выйду на снег, меня могут катить на этой лыже, как на санках.

Коляска позволяет подниматься по ступеням и спускаться. Изобретатель сам продемонстрировал, как это делается, на входе в поликлинику. Не без шероховатостей, конечно, все-таки сам он ее не использует. Тогда мы попросили протестировать транспортное средство инвалида-колясочника Евгения Лубнина. У него получилось гораздо ловчее.

– Коляска хороша для тех, кто совсем не может ходить, у кого слабые руки и ноги, – поделился он своим мнением. – С ней удобно ухаживать за больным человеком, потому что его легко можно снять с нее или посадить за счет того, что бордюрчики маленькие. Я попробовал: колеса легко снимаются. Если нет подъемников в подъезде, она спокойно спускается и поднимается, это очень просто сделать. Но самому передвигаться на ней не совсем комфортно, нужен сопровождающий.

Деменев и не утверждает, что все безупречно. Требуется доработка. Нужны полиуретановые наконечники на колеса, чтобы они не скользили по бетону. В Рубцовске их купить не удается. Необходим стабилизирующий механизм.

К изобретению уже проявили интерес представители фирмы «Катаржина», занимающейся разработкой и изготовлением инвалидных кресел-колясок, однако о производстве речь пока не идет.

Людмила Маковецкая

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ