Архив:

Люди так не делятся. Курские школы участвуют в программе для детей с ограниченными возможностями «Доступная среда»

Фраза «находиться на домашнем обучении» чаще всего вызывает среди учеников бурную радость. Не зная, что за этим таится, они горят желанием как можно меньше времени проводить в стенах школы. 

А меж тем на домашнем обучении, как правило, находятся дети, которые страстно желают быть такими же, как все: сложить в рюкзак учебники, войти в класс и сесть за парту. Дети с ограниченными возможностями. Раньше они и представить себе не могли, что станут посещать обычную школу, но программа «Доступная среда» делает эту мечту реальностью.

Сделать шаг навстречу

В Курске около пяти тысяч инвалидов. Из них около двух тысяч – дети. Сегодня большинство школ не оснащено необходимым оборудованием, чтобы они могли учиться наравне со всеми. Но ведь человек – существо социальное, и имеет ли кто-нибудь право лишать этих детей общества? Федеральная программа «Доступная среда» призвана облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями, благодаря ей ступенька или бордюр больше не будет непреодолимым препятствием. И все же… Установить пандус – это одно, а помочь человеку стать частью огромного общества, где он не будет чувствовать себя лишним, – совершенно другое.

Основы воспитания и взаимоотношения между людьми закладываются в детстве. Ребенок учится понимать себя и окружающих через постоянный контакт со сверстниками, педагогами и, конечно, семьей. Поэтому важно дать ребенку возможность быть частью этого образовательного процесса, как в качестве наставляемого, так и наставника. Ведь все мы учимся друг у друга. История Льва Семеновича Понтрягина, одного из крупнейших математиков прошлого столетия, – тому пример. Полностью потеряв зрение в подростковом возрасте, он, тем не менее, вошел в историю математики как академик АН СССР. Важную роль в этом сыграли друзья-одноклассники, помогавшие юному Льву с уроками. Попутно ребята учились и сами, улучшая свои оценки. Кто бы что ни думал о влиянии инвалидов на здоровых людей, общение с «иными» никак не скажется на вас. Хотя нет, скажется. Вы научитесь быть терпимее и человечнее.

Быть в числе тех,  кто неравнодушен

Участвуя в федеральной программе, включающей в себя финансирование учебных заведений, школа №50 готовится принять в своих стенах детей, которые раньше находились на домашнем обучении. Для этих ребят в школе установят необходимое оборудование: пандусы, удобные двери, специализированные доски и т. д., сменят половое покрытие, переоборудуют уборные. Отдельный кабинет станет комнатой для релаксации и психологической разгрузки, здесь ученики смогут получить необходимую эмоциональную и медицинскую помощь. С ними будут работать психологи и логопеды, к которым всегда можно обратиться.

Общественное мнение по вопросу социализации людей с ограниченными возможностями склонно поддерживать и одобрять шаги обеих сторон к разрушению барьеров. К сожалению, для многих из нас инвалиды остаются прежде всего инвалидами, и только потом вырастают в наших глазах до обычных людей. Слишком уж велик процент жалости и ничтожен – уважения. Хотя бы ради того, чтобы научить людей быть на равных, не ставить одних выше других только из-за физических или умственных возможностей, и стоит делать людей с ограниченными возможностями полноправной частью общественной жизни.

При опросе на тему «Насколько важна и нужна эта программа?» около половины школьников поддержали решение своей школы участвовать в «Доступной среде».

– Кажется, если бы все люди относились к этому вопросу более ответственно и лояльно, то такого деления в обществе не было бы, – говорит ученица 10-го класса Дарья Савенкова. – На мой взгляд, это действительно необходимая программа. В обычной жизни я стараюсь не проходить мимо людей, которым нужна помощь, а теперь смогу встретить их и в школе, в которой учусь. И это еще один повод гордиться своей школой и тем, что мы предпринимаем для того, чтобы сделать особенных ребят хоть капельку счастливее. Мы сможем обмениваться опытом и делиться какими-то знаниями друг с другом, ведь в любом случае миры, в которых мы живем, кардинально отличаются друг от друга.

Мнение Даши разделили и ее друзья, которые считают, что это большой шаг не только для школы или города, но и для всей страны.

Еще одна часть школьников готова оказывать посильную помощь ребятам с ограниченными возможностями. Они осознают степень важности и необходимости сосуществования с теми, кто каждый день борется за полноценную жизнь. И здесь нужно говорить не о новомодном термине «толерантность», а о простой человечности.

Но есть и те, кто с оскорбительным снисхождением относится к людям с какими-либо физическими недостатками.

– С самого детства в головы детей закладывают, что «мы все разные», – объясняет ученица 11-го класса Елизавета Лютых. – И за один год нельзя избавить ребят от этой мысли. Что бы ни сделала школа сегодня, как бы ни были оборудованы кабинеты, некоторые ученики все равно будут косо смотреть на детей-инвалидов и относиться к ним предвзято. И этим детям будет сложно.

Разные миры под одной крышей

В перспективе «Доступная среда» должна соединить два мира в один. И коллектив школы №50, в свою очередь, надеется, что все получится, и понятие «инвалид» для многих ее учеников превратится в понятия «одноклассник», «человек», «друг». И дело здесь даже не в финансировании школы, хотя для реализации этой программы государство выделило довольно большую сумму денег. Важнее то, что ребята смогут задать себе вопрос: «Готов ли я стать терпимее и добрее?» Готовы ли мы найти в себе силы успеть за теми, кого так долго ставили ниже себя? Ведь если человек маломобилен, это не значит, что у него внутри ничего нет. Социальная реклама сегодня активно говорит нам: все мы прежде всего люди. Пусть разные, но это не повод вешать ярлыки. «Люди так не делятся», – гласит слоган программы, и в нем как нельзя четче раскрывается вся суть проблемы.

Опыт школы №50 – это маленький шажок в том огромном пути, который предлагает программа «Доступная среда». Но, обращая внимание на мелочи, мы в конечном итоге сможем добиться главной цели – убрать «отношенческие барьеры» между здоровыми и людьми с ограниченными возможностями.

Татьяна Потехина, директор школы №50, рассказала о том, что подтолкнуло ее к участию в этой программе:

– Во-первых, не каждый взрослый, а уж тем более ребенок, может представить себя на месте человека в инвалидной коляске, без зрения или без слуха. Ведь обычные люди могут зайти в любой магазин или здание, просто поднявшись по лестнице, а колясочнику это не по силам. Если не предусмотрены пандусы, им приходится проезжать мимо. Нельзя в один миг почувствовать себя тем, кем ты не являешься. И исправить социальные недостатки в один миг тоже нельзя, для этого нужны силы и финансовые возможности. Сейчас в нашей школе есть все: и желание, и финансовая помощь. Теперь дети, которые хотели, но не могли учиться в школе, наконец-то переступят это барьер и порог и будут находиться вместе со своими сверстниками, вместе с ребятами, которые смогут им помочь адаптироваться к условиям этого общества.

Курск готов делать добро

Школа №50 не первооткрыватель. В «Доступной среде» принимают участие и другие курские школы: №48, №33, №20. Школьная семья 50-й надеется, верит и обещает сделать все возможное, чтобы довести это дело не просто до конца, а до успеха. Ведь мы живем не только для себя, но и для будущего, которое рождается здесь и сейчас. Нынешние школьники завтра зададут вектор развития многим областям жизни, в том числе и межличностным отношениям.

Светлана Белоусова, руководитель детско-юношеского медиахолдинга ЮЗГУ «Дюйм», считает, что такая программа – очень важный шаг для всего общества:

– Для людей с разными ограничениями по здоровью и так непросто адаптироваться к жизни. Создавая в образовательных учреждениях хотя бы минимальные условия для таких людей, общество как бы говорит: вы важны нам. Если мы думаем о таких людях, значит, и мы сами не так потеряны. Хорошо, если богатство человека будет определяться не количеством материальных благ, а количеством добрых дел. Тогда мы сможем сделать этот мир лучше.

Анастасия Берлизева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ