Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Пандус, который ведет в никуда. Пермские школы своеобразно распорядились средствами на создание безбарьерной среды

Первые недели нового учебного года показали, что в прикамских учреждениях образования не все так гладко, как в отчетах. Есть даже школы, которые должны были распахнуть двери 1 сентября, но все еще строятся. Неважно выглядят и результаты мониторинга учебных заведений на предмет доступной среды. На эти цели в последние годы из бюджетов всех уровней направлено около 20 миллионов рублей. Деньги освоены, в школах появились столовые, туалеты, сенсорные комнаты, оборудованные для детей-инвалидов. Но добраться до них технически невозможно. Словом, среда доступнее не стала. 

Проблемы небольшой сельской общеобразовательной школы в поселке Сейва Гайнского района вышли в публичную плоскость после того, как учителя обратились за помощью в региональное отделение ОНФ. Педагоги сообщили: уроки проводятся в аварийном здании без лицензии и аккредитации. Выездная проверка подтвердила: более 70 детей из поселка Сейва и прилегающих населенных пунктов учатся в деревянном здании 1965 года постройки. Кочегарка закрыта, здание обогревается конвекторами, и состояние старой проводки внушает опасения. В столовую ребята ходят по доскам, перекинутым через канаву. 

– Страдает не только образовательный процесс, под угрозой безопасность и здоровье детей, – отметила представитель регионального штаба ОНФ в Пермском крае Елена Шлыкова. – Складывается странная ситуация: школа без лицензии и аккредитации получает финансирование и обучает детей. В ближайшее время соответствующее обращение будет направлено в районную прокуратуру.

Как выяснилось на месте, строительство нового здания сейвинской школы ведется с 2009 года. И все никак. Подрядчик оказался недобросовестным, более года ушло на расторжение договора, сейчас администрация района пытается через суд взыскать с подрядной организации 20 миллионов казенных рублей. Глава района заверил экспертов, что к осенним каникулам школа откроет двери. Пока же на этом объекте зафиксировано протекание кровли, намокание стен и полное отсутствие строителей и отделочников. 

Еще больше странностей при использовании бюджетных средств выявил мониторинг школ Перми на наличие доступной среды и условий для инклюзивного образования, организованный «фронтовиками». 

По данным краевого министерства социального развития, в Перми проживает 2721 ребенок с ограниченными возможностями. На реализацию программы «Доступная среда» в образовательных учреждениях из федерального, краевого и городского бюджетов в 2013 году на оборудование трех школ потрачено 4,7 миллиона, в 2014 году на 20 школ – 10,8 миллиона рублей. Аналогичная сумма предусмотрена в текущем году на создание доступной среды в семи детских садах и четырех школах. 

Эксперты решили выяснить, есть ли в учебных заведениях, получивших средства на создание доступной среды, пандусы, снижены ли пороги, расширены ли дверные проемы, оборудована ли туалетная комната, доступны ли детям в инвалидной коляске все этажи школы, раздевалка, столовая. Общественники оценили организацию доступной среды в учреждениях, которые департамент образования администрации Перми назвал «оборудованными, в том числе для обеспечения доступности верхних этажей для детей с ОВЗ». В список попали 12 городских школ, гимназия, коррекционная школа и 3 коррекционных школы-интерната.

В результате обследования «фронтовики» пришли к выводу, что ни одна из школ не отвечает всем критериям доступной среды. Например, в одной школе для инвалидов-колясочников доступен туалет, а в школе напротив – столовая. В других образовательных учреждениях дети с ограниченными возможностями не смогут подняться выше крыльца. 

– Две из 17 школ не отвечают ни одному критерию доступности или отвечают всего одному, – отмечает президент краевой общественной организации защиты прав детей-инвалидов и их семей Анастасия Гилева. – За счет федерального финансирования в рамках программы «Доступная среда» решались собственные проблемы школ. Для чего в рамках данной программы, например, оборудовать специальную сенсорную комнату на втором этаже, если доступ ребенка в данное помещение невозможен? Зачем покупать специализированное массажное кресло в школу, где нет медперсонала и полностью отсутствует безбарьерный доступ в учебные классы, спортзал, столовую? Зачем пандус за 640 тысяч рублей к школе, где по техническим характеристикам невозможно организовать доступ детей в учебные классы, находящиеся только на втором и последующих этажах? 

По мнению представителей Народного фронта, работы по программе «Доступная среда» выполнены без учета принципов комплексного подхода: 16 школ оборудовано пандусами, но в большинстве из них нет доступа дальше крыльца. Так, например, в интернате № 4 ребенок не сможет попасть в столовую из-за отсутствия пандусов внутри школы и в туалет, оборудованный на третьем этаже.

Возмущение представителей общественности вызвал и тот факт, что специализированные школы, интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют самые минимальные характеристики доступности относительно других учреждений Перми. Получается, деньги освоены, а результата нет. 

Ольга Борзун

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ