С 2012 по 2014 гг. 58 школ региона в рамках федеральной программы «Доступная среда» уже переоборудовали. Делалось это для того, чтобы особенные дети наравне с обычными могли посещать массовые учебные заведения.
Отельные санузлы с поручными и держателями предназначены для колясочников
Внушительную часть средств потратили на обустройство доступной среды для обучения в формате инклюзивного образования инвалидов-колясочников.
Доступная среда на первом этаже
Школу №32 переоборудовали в декабре 2014 г. Здесь учатся 629 детей, из них 16 – с ограниченными возможностями здоровья. В их числе 4 инвалида с заболеваниями внутренних органов и органов слуха.
На реализацию программы «Доступная среда» школа получила 2 млн. рублей из федерального и регионального бюджетов. Для слабослышащих здесь установили световой звонок, для слабовидящих обозначили двери яркими кружками. Школа закупила воздушно-пузырьковую световую колонну, доску для рисования песком, оборудовала лингафонный кабинет, теперь в нём есть специальная клавиатура с крупными яркими клавишами и наушники.
Но всё это сделано только на первом этаже. По словам директора Лидии Асадчих, самым затратным стало переоборудование входа в школу. Его полностью переделали, появились поручни, широкие ступени и двери, электроподъёмник. Внутри здания расширили дверные проёмы и оборудовали отдельный санузел с поручнями и держателями.
– Всё это установлено именно для инвалидов-колясочников, даже при оборудовании только на первом этаже такие дети могут комфортно посещать школу, – утверждает директор.
1 сентября в учебное заведение поступила девочка с синдромом ДЦП. Единственная колясочница в школе обучается на дому. Благодаря созданным условиям она посетила образовательное учреждение в День знаний и, возможно, в следующий раз приедет на новогодний утренник.
Как пояснили в городском комитете образования, в Курске в рамках «Доступной среды» из 54 школ переоборудовали 24. В некоторых учебных заведениях учатся дети-колясочники, но они занимаются дома или дистанционно и уроки со здоровыми детьми в школах не посещают.
Примечательно, что в комитете образования и науки Курской области «КИ» сообщили, что дети, которые не способны самостоятельно ходить, наверняка посещают занятия в Золотухинской среднеобразовательной школе и в школе №57 г. Курска. В последней, по словам сотрудников комитета, обучаются семь колясочников, пятеро в самой школе и двое на дому.
Оля Воронина обучается дистанционно и не планирует возвращаться в обычный класс
Но по телефону сотрудники этих школ сообщили, что ни в формате инклюзивного образования, ни на дому, ни дистанционно колясочники у них не обучаются. Мы снова обратились в региональный комитет и попросили уточнить, быть может, такие дети посещают другие переоборудованные школы? На этот раз нам сказали, что готовы сообщить, сколько детей с заболеваниями опорно-двигательной системы учатся в массовых школах, но информацией о том, сколько из них колясочников и где они получают инклюзивное образование, они не располагают.
Условия для инклюзивного образования в 2014 – 2015 г. созданы для 208 детей с нарушениями зрения, 38 – слуха и 201 – опорно-двигательного аппарата
По какому же принципу отбирались школы, где устанавливали дорогостоящее оборудование? На этот вопрос редакция ответа не получила. Как рассказали «КИ» в одном из сельских учебных заведений, которое принимает участие в «Доступной среде», они и сами не знают, зачем у них ставят подъёмники для инвалидов. Ведь ни одного колясочника в окрестностях нет.
Уроки в интернете
Ольга Воронина страдает от хрупкости костей. За 14 лет жизни у неё было уже 28 переломов, поэтому она вынуждена передвигаться на коляске. Оля живёт в Курске и учится дистанционно в 8-м классе в центре «Новые технологии». Она посещает уроки виртуально в интернете. По скайпу общается с учителями и отправляет работы на проверку по электронной почте. Занятия начинаются в 8.30, урок (в день их 2 – 3) длится 45 минут. О своём опыте инклюзивного обучения в ближайшей к дому школе №34 девочка вспоминать не любит.
– Те 2 недели, что я проучилась в первом классе с другими детьми, были не самым счастливым временем. За партой сидела одна, а на перемене все просто уходили, одноклассники со мной не общались, – делится Ольга.
Бабушка Оли Раиса Выросткова рассказала, что тогда приходилось сидеть в школе вместе с внучкой и перевозить её по кабинетам с урока на урок, в туалет, в столовую. Это было неудобно, поэтому семья перевелась на домашнее обучение, а с 4-го класса Оля учится дистанционно.
– Центр «Новые технологии» стал для нас палочкой-выручалкой. С ребёнком занимаются индивидуально, в обычных школах много детей, там столько внимания не уделят. Оля учится отлично, я считаю, что знаний она получает даже больше, к тому же сам центр посещать не нужно. Инклюзивное образование – хорошо, но ребята в школах не всегда готовы принять в коллектив таких детей, как моя внучка, – утверждает Раиса Романовна.
Есть и другие проблемы. По словам Олиной бабушки, зимой довезти ребёнка в учебное заведение на коляске очень трудно, а перемещать с одного этажа на другой без лифта практически невозможно. Оля говорит, что ей хватает общения. Недавно она записалась на курсы фотографов, а ещё занимается в школе искусств: рисует, поёт и учится играть на гитаре. Оля принимает участие в различных конкурсах и часто занимает первые места.
В школе хорошо, а дома лучше
Ученица 11-го класса лицея №21 Полина Воробьёва – отличница. У девочки такое же заболевание, как у Оли Ворониной, и она всегда училась на дому. Сейчас она занимается по 14 часов в неделю, и педагоги приходят к ней практически каждый день.
Мама Полины Воробьёвой не в состоянии каждый день возить девочку в школу на занятия
– В лицее нам всегда шли навстречу, в 3-м классе мы возили Полину в школу, чтобы показать, как учатся другие дети. Она присутствовала на уроках, но педагоги всё равно занимались с ней отдельно. В прошлом году на входе в лицей установили электроподъёмник, на первом этаже сделали туалет и класс специально для колясочников, условия очень хорошие, – рассказывает её мама Марина Воробьёва.
Но чтобы добраться в лицей, где организована доступная среда, Марине с дочерью приходится преодолевать долгий путь. Выбраться на улицу – уже испытание. В подъезде дома сотрудники управляющей компании оборудовали съезд в одну колею.
Добраться от дома на Дейнеки, 5е до лицея на Заводской, 81 тоже непросто. В микрорайоне КЗТЗ общественный транспорт для колясочников в основном не приспособлен, а социальное такси – дорогое удовольствие. Каждый день не наездишься.
Цифра в тему
32 школы в Курской области будут переоборудованы для детей-инвалидов до конца года. Сейчас работы завершены в 58 учебных заведениях.
В целом Марина Воробьёва поддерживает идею инклюзивного образования, однако считает, что для Полины начинать уже поздно, классы сдружились, и она не знает, как старшеклассники воспримут её дочь.
Такой съезд для инвалидов-колясочников установили в доме Полины Воробьевой
Кстати
По информации комитета образования и науки Курской области, инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества. Для его дальнейшей реализации в регионе на 2015 – 2017 гг. разработана и реализуется дорожная карта. После исполнения всех планов, возможно, родители захотят и, что немаловажно, смогут круглый год возить детей-колясочников в массовые школы.
В 1990 году в США появился закон, гарантирующий всем детям-инвалидам право обучения в обычной школе, причём ближайшей к дому. И только к 2011 г. 70% детей-инвалидов, не имевших возможности обучения в обычных школах, стали их учениками.
Комментарий в тему
Руководитель Курского областного Центра психолого-медико-социального сопровождения Татьяна Зубарева:
– Действительно, в рамках госпрограммы «Доступная среда» выделяется очень много средств на техническое обеспечение, однако для осуществления инклюзивного образования в обычных классах в массовых школах этого недостаточно. Необходима серьёзная подготовка педагогов, родителей и школьников, а также специальные учебники, дидактические материалы и т. д. Пока, конечно, курским школам этого не хватает, в настоящее время мы находимся только в самом начале пути инклюзивного образования.
Руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» ОНФ в Курской области Ирина Агапова:
– В октябре активисты ОНФ запланировали мониторинг реализации программы «Доступная среда» в школах. Наши эксперты проанализируют нормативные документы Курской области в этой сфере; мы проведём анкетирование различных категорий жителей, обязательно сделаем выезд в учебные заведения вместе с журналистами, проведём анализ эффективности и целесообразности использования выделенных средств на обустройство безбарьерной среды в учебных заведениях.
По итогам этой работы выработаем предложения по исправлению ситуации, если это потребуется. Считаю, что средства, которые государство выделяет, чтобы удовлетворить потребности детей-инвалидов, должны работать на 100 процентов.
Анна Морозова.
Источник: Курские Известия