Архив:

Инклюзивное образование: пандусы есть, колясочников нет

«КИ» выяснили, почему дети-инвалиды, для которых установили подъёмники и сделали специальные туалеты, по-прежнему не хотят учиться в обычных школах. Несмотря на начало учебного года в 32 школах области полным ходом идёт ремонт. Строители переделывают пол, устанавливают пандусы, оборудуют отдельные санузлы для инвалидов, монтируют оборудование для детей с нарушениями слуха и зрения. Освоить средства нужно успеть до конца года. 

С 2012 по 2014 гг. 58 школ региона в рамках федеральной программы «Доступная среда» уже переоборудовали. Делалось это для того, чтобы особенные дети наравне с обычными могли посещать массовые учебные заведения.

e6df4b6d1aba113d364a5cab0f669a7b.jpg

Отельные санузлы с поручными и держателями предназначены для колясочников

Внушительную часть средств потратили на обустройство доступной среды для обучения в формате инклюзивного образования инвалидов-колясочников.

Доступная среда на первом этаже

Школу №32 переоборудовали в декабре 2014 г. Здесь учатся 629 детей, из них 16 – с ограниченными возможностями здоровья. В их числе 4 инвалида с заболеваниями внутренних органов и органов слуха.

На реализацию программы «Доступная среда» школа получила 2 млн. рублей из федерального и регионального бюджетов. Для слабослышащих здесь установили световой звонок, для слабовидящих обозначили двери яркими кружками. Школа закупила воздушно-пузырьковую световую колонну, доску для рисования песком, оборудовала лингафонный кабинет, теперь в нём есть специальная клавиатура с крупными яркими клавишами и наушники.

Но всё это сделано только на первом этаже. По словам директора Лидии Асадчих, самым затратным стало переоборудование входа в школу. Его полностью переделали, появились поручни, широкие ступени и двери, электроподъёмник. Внутри здания расширили дверные проёмы и оборудовали отдельный санузел с поручнями и держателями.

– Всё это установлено именно для инвалидов-колясочников, даже при оборудовании только на первом этаже такие дети могут комфортно посещать школу, – утверждает директор.

1 сентября в учебное заведение поступила девочка с синдромом ДЦП. Единственная колясочница в школе обучается на дому. Благодаря созданным условиям она посетила образовательное учреждение в День знаний и, возможно, в следующий раз приедет на новогодний утренник.

Как пояснили в городском комитете образования, в Курске в рамках «Доступной среды» из 54 школ переоборудовали 24. В некоторых учебных заведениях учатся дети-колясочники, но они занимаются дома или дистанционно и уроки со здоровыми детьми в школах не посещают.

Примечательно, что в комитете образования и науки Курской области «КИ» сообщили, что дети, которые не способны самостоятельно ходить, наверняка посещают занятия в Золотухинской среднеобразовательной школе и в школе №57 г. Курска. В последней, по словам сотрудников комитета, обучаются семь колясочников, пятеро в самой школе и двое на дому.

7e6e183e2859ef6c0af1ad9c949b4688.jpg

Оля Воронина обучается дистанционно и не планирует возвращаться в обычный класс

Но по телефону сотрудники этих школ сообщили, что ни в формате инклюзивного образования, ни на дому, ни дистанционно колясочники у них не обучаются. Мы снова обратились в региональный комитет и попросили уточнить, быть может, такие дети посещают другие переоборудованные школы? На этот раз нам сказали, что готовы сообщить, сколько детей с заболеваниями опорно-двигательной системы учатся в массовых школах, но информацией о том, сколько из них колясочников и где они получают инклюзивное образование, они не располагают.

Условия для инклюзивного образования в 2014 – 2015 г. созданы для 208 детей с нарушениями зрения, 38 – слуха и 201 – опорно-двигательного аппарата

По какому же принципу отбирались школы, где устанавливали дорогостоящее оборудование? На этот вопрос редакция ответа не получила. Как рассказали «КИ» в одном из сельских учебных заведений, которое принимает участие в «Доступной среде», они и сами не знают, зачем у них ставят подъёмники для инвалидов. Ведь ни одного колясочника в окрестностях нет.

Уроки в интернете

Ольга Воронина страдает от хрупкости костей. За 14 лет жизни у неё было уже 28 переломов, поэтому она вынуждена передвигаться на коляске. Оля живёт в Курске и учится дистанционно в 8-м классе в центре «Новые технологии». Она посещает уроки виртуально в интернете. По скайпу общается с учителями и отправляет работы на проверку по электронной почте. Занятия начинаются в 8.30, урок (в день их 2 – 3) длится 45 минут. О своём опыте инклюзивного обучения в ближайшей к дому школе №34 девочка вспоминать не любит.

– Те 2 недели, что я проучилась в первом классе с другими детьми, были не самым счастливым временем. За партой сидела одна, а на перемене все просто уходили, одноклассники со мной не общались, – делится Ольга.

Бабушка Оли Раиса Выросткова рассказала, что тогда приходилось сидеть в школе вместе с внучкой и перевозить её по кабинетам с урока на урок, в туалет, в столовую. Это было неудобно, поэтому семья перевелась на домашнее обучение, а с 4-го класса Оля учится дистанционно.

– Центр «Новые технологии» стал для нас палочкой-выручалкой. С ребёнком занимаются индивидуально, в обычных школах много детей, там столько внимания не уделят. Оля учится отлично, я считаю, что знаний она получает даже больше, к тому же сам центр посещать не нужно. Инклюзивное образование – хорошо, но ребята в школах не всегда готовы принять в коллектив таких детей, как моя внучка, – утверждает Раиса Романовна.

Есть и другие проблемы. По словам Олиной бабушки, зимой довезти ребёнка в учебное заведение на коляске очень трудно, а перемещать с одного этажа на другой без лифта практически невозможно. Оля говорит, что ей хватает общения. Недавно она записалась на курсы фотографов, а ещё занимается в школе искусств: рисует, поёт и учится играть на гитаре. Оля принимает участие в различных конкурсах и часто занимает первые места.

В школе хорошо, а дома лучше

Ученица 11-го класса лицея №21 Полина Воробьёва – отличница. У девочки такое же заболевание, как у Оли Ворониной, и она всегда училась на дому. Сейчас она занимается по 14 часов в неделю, и педагоги приходят к ней практически каждый день.

0a87785cdfb0b1107f13502fa555129e.jpg

Мама Полины Воробьёвой не в состоянии каждый день возить девочку в школу на занятия

– В лицее нам всегда шли навстречу, в 3-м классе мы возили Полину в школу, чтобы показать, как учатся другие дети. Она присутствовала на уроках, но педагоги всё равно занимались с ней отдельно. В прошлом году на входе в лицей установили электроподъёмник, на первом этаже сделали туалет и класс специально для колясочников, условия очень хорошие, – рассказывает её мама Марина Воробьёва.

Но чтобы добраться в лицей, где организована доступная среда, Марине с дочерью приходится преодолевать долгий путь. Выбраться на улицу – уже испытание. В подъезде дома сотрудники управляющей компании оборудовали съезд в одну колею.

Добраться от дома на Дейнеки, 5е до лицея на Заводской, 81 тоже непросто. В микрорайоне КЗТЗ общественный транспорт для колясочников в основном не приспособлен, а социальное такси – дорогое удовольствие. Каждый день не наездишься.

Цифра в тему

32 школы в Курской области будут переоборудованы для детей-инвалидов до конца года. Сейчас работы завершены в 58 учебных заведениях.

В целом Марина Воробьёва поддерживает идею инклюзивного образования, однако считает, что для Полины начинать уже поздно, классы сдружились, и она не знает, как старшеклассники воспримут её дочь.

ed5d5aa00799f64ba1ccd006e1e976a4.jpg

Такой съезд для инвалидов-колясочников установили в доме Полины Воробьевой

Кстати

По информации комитета образования и науки Курской области, инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества. Для его дальнейшей реализации в регионе на 2015 – 2017 гг. разработана и реализуется дорожная карта. После исполнения всех планов, возможно, родители захотят и, что немаловажно, смогут круглый год возить детей-колясочников в массовые школы.

В 1990 году в США появился закон, гарантирующий всем детям-инвалидам право обучения в обычной школе, причём ближайшей к дому. И только к 2011 г. 70% детей-инвалидов, не имевших возможности обучения в обычных школах, стали их учениками.

Комментарий в тему

Руководитель Курского областного Центра психолого-медико-социального сопровождения Татьяна Зубарева:

– Действительно, в рамках госпрограммы «Доступная среда» выделяется очень много средств на техническое обеспечение, однако для осуществления инклюзивного образования в обычных классах в массовых школах этого недостаточно. Необходима серьёзная подготовка педагогов, родителей и школьников, а также специальные учебники, дидактические материалы и т. д. Пока, конечно, курским школам этого не хватает, в настоящее время мы находимся только в самом начале пути инклюзивного образования.

Руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» ОНФ в Курской области Ирина Агапова:

– В октябре активисты ОНФ запланировали мониторинг реализации программы «Доступная среда» в школах. Наши эксперты проанализируют нормативные документы Курской области в этой сфере; мы проведём анкетирование различных категорий жителей, обязательно сделаем выезд в учебные заведения вместе с журналистами, проведём анализ эффективности и целесообразности использования выделенных средств  на обустройство безбарьерной среды в учебных заведениях.

По итогам этой работы выработаем предложения по исправлению ситуации, если это потребуется. Считаю, что средства, которые государство выделяет, чтобы удовлетворить потребности детей-инвалидов, должны работать на 100 процентов.

Анна Морозова.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ