Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Хорошая квартира для особенных детей

Подобных примеров нет не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Да и в целом по России их не так много. Первая в Дагестане и на всем Северном Кавказе учебно-тренировочная квартира для инвалидов, страдающих различными ментальными заболеваниями, открылась в Махачкале 1 сентября. Занятия в этом учреждении позволят ребятам стать более самостоятельными и приспособленными к жизни, их научат как обслуживать себя, так и не бояться выходить на улицу и ориентироваться в городе. 

«Дети не безнадежны»

Сама квартира находится в многоэтажном доме прямо на берегу моря. Ее все так и называют – квартира. Ни школа, ни специализированный центр, ни дом инвалидов. А просто квартира. Сюда приходят общаться и учиться быть взрослыми.

Здесь еще не выветрился запах стройматериалов, под ногами скрипит свежепостеленный пол, но тут уже очень уютно.

На широких подоконниках в классной комнате выставлены поделки воспитанников, а из кухни пахнет овсянкой. Утро ребят начинается с совместного завтрака. Под присмотром воспитателя они сами накрывают на стол, раскладывают кашу по тарелкам и готовят бутерброды. Тут все строго – дежурства, обязанности и мытье посуды по графику.

cdffa767315839acf097b802081c8794.jpg

На кухне в глаза бросается холодильник с прозрачной дверцей, а на ней картинки с изображением продуктов. Оказывается, такие картинки везде. На дверце каждого шкафа, на ящиках, печке, стиральной машине.

«Это пиктограммы. Без них никуда. Ведь наши ребята зачастую плохо говорят. А с помощью таких картинок им проще найти и объяснить, что им нужно», – поясняет Айшат Гамзаева, главный вдохновитель идеи создания учебно-тренировочной квартиры.

Только ценой ее неимоверных усилий и умения общаться с людьми идея создания такой квартиры стала реальностью. Работы еще много, но сейчас на некоторое время позади беготня по инстанциям, переговоры с чиновниками, спонсорами и грантодателями.

Квартира наконец открыла свои двери для людей, которые очень нуждаются в помощи. Уже через несколько дней после своего официального открытия сюда записались 15 воспитанников. Это парни и девушки, старше 18 лет, страдающие различными ментальными недугами: ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и так далее.

«Эти дети не безнадежны. Они вполне обучаемы и талантливы, каждый по-своему. Но они нуждаются в адаптации», – говорит акдагог-дектолог Раисат Рамазанова. И эта уверенность является основой успеха всего проекта по работе с инвалидами.

«Знаем, что делать»

В большой трехкомнатной квартире есть кухня, комната отдыха, класс с партами, доской и остальным необходимым оборудованием для необычных занятий в необычной квартире.

Под нужды мастерской отдана еще одна комната с просторной лоджией. Тут ребята выжигают по дереву, плетут из бисера объемные букеты цветов, мастерят деревянные домики. Здесь есть даже минитипография, где изготавливается печатная продукция.

306686dbf7fd9c547581df3d94d3b82e.jpg

e03798012164090dacc66ca6f99caa18.jpg

Труд ребят даром не пропадает. Поделки успешно продаются на ежегодных ярмарках, а буклеты и блокноты бывают нужны при проведении семинаров и встреч.

Аналогов подобной квартиры нет не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Да и в целом по России их не так много. Очень уж подобные проекты трудоемки и затратны.

Хотя, как замечает Айшат Гамзаева, ей уже удалось вызвать интерес к самой идее таких учебных квартир. Люди осознали их ценность и необходимость. У Айшат побывали гости из нескольких городов и районов Дагестана, из Ингушетии.

Они приезжали перенимать опыт и консультироваться, потому что им тоже нужны такие центры, куда родители смогут привести своих детей и спокойно оставить на весь день, точно зная, что за ребенком не только присмотрят, но и научат чему-то полезному и нужному.

Основная цель педагогов и всех остальных работников тренировочной квартиры – научить своих подопечных быть настолько самостоятельными, насколько это возможно в их положении. Тут учат готовить, пользоваться кухонной утварью и бытовой техникой, убирать за собой, мыть посуду.

На уроках математики воспитанники не решают уравнения или задачи, они учатся пользоваться калькуляторами, а потом ходят в магазины вместе с педагогами и волонтерами и сами покупают продукты.

Курс практических занятий вообще очень обширный. Ребятам предстоит не только совершать покупки, но и пользоваться общественным транспортом, ходить на прогулки. 

«Родители очень сильно опекают своих особенных детей. И такая гиперопека приносит больше вреда, чем пользы»

«Родители ведь очень сильно опекают своих особенных детей. И такая гиперопека приносит больше вреда, чем пользы. В итоге из детей вырастают юноши и девушки, которые ничего не могут сами, – говорит Айшат Гамзаева.

- Они не могут не то, что ходить в магазин или стирать белье. Они часто даже прожевать пищу не могут, потому что родителям спокойнее самим пережевать и положить им в рот. Конечно, если ребенок отстает в развитии от своих сверстников, ему нужны помощь и внимание, но все равно нужно уметь растить самостоятельных людей. А если не можете сами, то приведите к нам. Мы знаем, что с ними делать».

Главное – начать

Учебно-тренировочная квартира стала логичным продолжением всей деятельности Айшат Гамзаевой. Еще в начале 2000-х она учредила и возглавила общественную организацию «Жизнь без слез».

И работа закипела. Начался долгий забег по кабинетам чиновников с просьбами помочь создать школу для детей с аутизмом, синдромом Дауна и прочими тяжелыми заболеваниями, вызывающими отклонения в психическом и физическом развитии.

Не секрет, что чаще всего таких детей не берут в обычные школы, учителя не знают, как их обучать и опасаются, что «особенные» ученики будут мешать остальным на уроках, да и сами ребята не всегда могут найти общий язык со сверстниками.

«Значит особенным детям и школа нужна особенная», – решила Айшат и пошла в бой. В итоге ее старания увенчались успехом, и в 2009 году школа заработала. Но через некоторое время встал еще один не менее важный вопрос: что же делать с выпускниками этой школы. 

«Таким детям нужен выход, общение, их нужно продолжать чему-то учить. Они в состоянии обучиться какому-то ремеслу»

«Самое главное, чтобы дети не замыкались в себе и не сидели дома. Им нужен выход, общение, их нужно продолжать чему-то учить. Они в состоянии обучиться какому-то ремеслу», – уверяет Айшат.

В общем, Айшат начала искать возможности открыть квартиру. Она посещала похожие центры в нескольких городах России, съездила в Европу, прикидывая, как же воплотить это в Махачкале.

Со временем туманные перспективы превратились во вполне реальный проект. Все получилось. С помещением помогли родственники – дали свою квартиру в новостройке. Бесплатно и на длительный срок.

Ремонт требовал колоссальных вложений, но опять на помощь пришли простые люди. Мастера брали за работу по минимуму, в строительных магазинах делали скидки и подарки.

«У нас еще много долгов за ремонт, но важнее то, что мы уже начали работать», – признается Айшат.

И планов у нее по-прежнему много. Айшат мечтает о том, что когда-нибудь в Дагестане появятся целые городки для инвалидов, где будут мастерские, общежития и даже производство.

Яна Мартиросова

Источник: Кавполит