Архив:

Навстречу миру

В октябре в Туле стартуют занятия уникального курса традиционной тульской керамики. Уникален он не только техникой, которую мастера возрождают по крупицам, но и тем, кто занятия посещает. Едва ли не впервые люди с диагнозом «аутизм» не просто ходят в секцию, чтобы заниматься, но делают профессиональные успехи и даже учатся на этом зарабатывать.

Маленькое чудо

— Я не знаю, какими они вернутся после летних каникул: сможем ли мы продолжить развитие или все придется начинать заново,— известный тульский керамист, народный мастер России, кандидат искусствоведения Елена Палевская готовит мастерскую к началу занятий с особыми детьми.

В специальной группе, как ее называют в Центре традиционной тульской керамики, в прошлом году начали заниматься трое аутистов: 16-летний Влад, 17-летний Саша и 28-летний Артем. За те полгода, что они посещали занятия, мастера-педагоги к ним привыкли, да и самим ребятам здесь понравилось.

Небольшую группу сформировали в тульском Валеоцентре, выбрали тех, кто склонен к работе руками и творчеству, и попросили мастеров проводить занятия. Для педагогов этот опыт оказался новым.

— Мы, конечно, проводим множество мастер-классов в музеях и на других площадках, но сделать целый курс, да еще и для ребят с такими особенностями, было непросто,— рассказывает Елена Палевская.— Перед первым занятием мы попросили справку на каждого ученика, но мало что из этих бумажек узнали, поэтому при встрече начали с чистого листа. Ничего не стали изобретать: просто сели за стол и начали работать руками…

Как это и бывает, получалось не у всех сразу. Один из парней даже разволновался, и мама было засобиралась с ним домой. Так у аутистов бывает нередко: если что-то сразу не пошло, значит, человеку это не подходит. Но с помощью педагога-психолога Валеоцентра мальчика убедили остаться, и он продолжил занятие. Говорят, случилось маленькое чудо.

— Присутствие профессионального педагога на каждом занятии обязательно, ведь мы не можем предсказать реакцию человека и не знаем, как ее принимать,— продолжает руководитель Центра традиционной тульской керамики.— Когда начали регулярные занятия, нас попытались упрекнуть в том, что мы работаем с особыми детьми без специальной подготовки. Именно поэтому группы сопровождает специалист, который отвечает за поведенческие реакции. Мы же отвечаем за ремесло…

Пока без фантазии

С ребятами приходят и их родители, которые порой и сами становятся участниками ремесленного процесса. Правда, мастера против: ученик должен постигать профессию самостоятельно.

Занятия начали с лепки для себя и ради развлечения, присматриваясь к группе. Заметили интересную особенность: если большинству людей черновые этапы, когда будущее изделие представляет собой лишь кусок глины, не очень интересны, то аутисты с интересом выполняли все виды работ — лепка, покраска, обжиг и лишь потом роспись готового изделия. В отведенный для занятий один час в неделю мастера и ученики не укладывались, практически каждая встреча длилась вдвое дольше.

От развлечений довольно быстро перешли к обучению технике гладко-расписного изразца. Мастер центра Наталья Худова придумала обучающую программу: сначала аутисты рисовали простые линии, потом завитки, а затем стали получаться и более сложные узоры.

Родители волновались, мол, у детей нет фантазии, но мастера успокоили: на этом этапе она и не нужна, для начала нужно научиться хотя бы копированию. Подобный путь проходит любой мастер, прежде чем у него появятся какие-то собственные вариации.

У одного из учеников авторский стиль проявился практически сразу. Мальчик не мог даже провести одну прямую линию, и мастера придумали для него отдельную технику крупных мазков. Елена Палевская показывает некоторые работы ученика — пуговицы и мелкие сувениры с этими мазками:

— Но это только то, что осталось. Лучшие работы проданы!…

У них есть шанс

Итогом полугодовых занятий стала керамическая коллекция «Навстречу миру», выполненная специальной группой. В Центре традиционной тульской керамики ее отдали авторам, а они, в свою очередь, представили на благотворительной ярмарке в Туле. Так у учеников появился первый небольшой доход.

С самым старшим членом группы в Центре заключили договор на обучение. Парень начал делать успехи, и его привлекли к занятиям летом. Сейчас он продолжает профессиональное развитие.

— Возможно, в будущем эти ребята продолжат традиционный тульский керамический промысел,— рассуждает народный мастер Палевская.— Во всяком случае, мне бы этого очень хотелось. Да и для них это реальный шанс реализоваться. Если с детьми-инвалидами у нас еще возятся и как-то им помогают, то взрослые люди уже никому не нужны. В нашем же случае аутисты вполне могут получить статус мастера и работать, получая доход. В зависимости от успешности это могут быть весьма неплохие деньги…

Эксперимент с аутистами в Центре традиционной тульской керамики признали успешным. К очередному циклу занятий готовы новые ученики, Валеоцентру этот проект тоже понравился. Однако он по-прежнему остается некоммерческим. 

— Я должна как-то компенсировать труд мастеров, но как это сделать — пока непонятно. Валеоцентр как госучреждение не может нам платить. Если другого финансирования не будет, придется брать деньги с родителей, чего бы очень не хотелось — я вижу, что они и так тратятся на своих особых детей,— говорит Елена Палевская.

d85633cccff8b72bf4391fac00d42c9b.jpg

157f75594df1e27f3d62907424bf9364.jpg

ce389bc54a70ab4762e5136053d0e796.jpg

49a0fcd8ad1d0a519cbf036b0f075dfc.jpg

861655d0ccf0307a5d7ec9b2999cdbb4.jpg

d29d8709d8ef8f8acaa5df16d5dbfaa6.jpg

Дмитрий Литвинов

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ