Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Аплодирую сидя. В Пскове прошёл Третий Фестиваль особых театров «Великая сила искусства»

Всего на этом фестивале было показано три спектакля особых театров, то есть театров, в которых кроме здоровых людей задействованы инвалиды: «Красная шапочка» театральной студии «Wens» из Голландии, «Белое на чёрном» театра «Жест» из Великого Новгорода и «Отдалённая близость» театра-студии «Круг-II» из Москвы.

Я посмотрела «Белое на чёрном», а после этого спектакля, как и все сидящие в зале, несколько минут аплодировала артистам сидя, не смея даже в знак признательности встать в полный рост.

Сейчас объясню почему.

Смех без причины – признак…

В основу этого спектакля легли два автобиографических романа Рубена Гальего про маленьких обитателей Чебоксарского интерната для детей с ограниченными возможностями.

Учителя с воспитателями, конечно же, внушали им, что надо просто хорошо учиться и слушаться старших, чтобы добиться в жизни всего чего пожелаешь. Но главный герой и его друзья слишком рано поняли, что на неходячих людей это не распространяется.

33db65924abc89acf5a882b25e55d35c.jpg

Сцена из спектакля

Во всяком случае, тот мир, в котором они росли, ничего хорошего детям без ног не сулил…

Наверное, большинство псковских зрителей, как и я, пришли на спектакль театра «Жест» из вежливости или из толерантности – это уж как вам будет угодно. А уходили с глазами полными слёз.

Лично я всю дорогу до гардероба старательно шмыгала носом, чтоб у меня за край века не капнуло, как вдруг увидела парня, который широким таким жестом, совершенно не таясь, вытер щёку, а потом как ни в чём не бывало полез в карман за номерком.

А ведь как немногообещающе всё начиналось. Всем входящим в театр с порога объявляли: «В фойе для вас работают клоуны». Это были артисты из московского театра «Круг-II». Они неутомимо улыбались, раздавали открытки, и – главный аттракцион – ломали комедию по каждому хлопку.

3341ee1527a44c736eedfd46e91f72a1.jpg

Клоуны из театра-студии «Круг-II». Кажется, они ломают комедию, но это только кажется

Мило, но через полчаса начинает надоедать. Кажется, дожидаясь второго звонка, уже и сами зрители подустали от этих упражнений с хлопками, от этих добросовестных кривляний, от этих идиотских, негаснущих улыбок. 

…Потом в спектакле главный герой скажет, что «персонал» детского дома принимал его друга за доброго кретина: потому что тот без устали и всем подряд улыбался. Познакомившись с этим «добрым идиотом» поближе, главный герой понял, что на самом деле он умный и злой.

38a0d8f1bb5c6e85cb2d75274fedb9d8.jpg

Артист театра-студии «Круг-II»

Дорога ложка

… А ещё к ним в детский дом однажды пришла собака и тоже «без ноги». Это была очень хорошая собака, только без задней ноги. Но потом оказалось, что ей-то эта нога не особо и нужна: ей же не приходилось прыгать на задних лапках, чтоб клянчить себе еду. Её все и так любили. 

45d6a02916da77db162d2dd3bcd25a09.jpg

Сцена из спектакля

А детям в том детском доме доставалось «по четыре пельменя на брата» или «по две ложки» гречки (на самом деле гречки на кухне хватало, но поварихе было лень тащить в столовку полное ведро).

…А потом главного героя привезли в Америку и он в первый раз самостоятельно отправился на прогулку по городу. И все машины тормозили, когда он ехал по пешеходному переходу на красный свет в своей инвалидной коляске, а некоторые водители даже кричали ему вслед что-то ободряющее.

Подошёл полицейский – и вот чудак! – «сказал, что это ОН страшно рад», что главный герой смог в такой прекрасный день выбраться из дому. 

4c825f7f8f7f6d89a065b6ec952437d1.jpg

Сцена из спектакля

Старый палестинец в магазине спросил у главного героя: «Откуда ты? Из России? Небось, скучаешь по родине?» - «Нет, я бы с удовольствием остался здесь у вас навсегда». 

– Не может быть! У вас же там не стреляют!

- Не стреляли. 

- А вот я коплю деньги, чтобы вернуться к себе на родину, в Палестину. 

«Счастливый старик, - подумал я. – У него есть родина». 

Чудо произошло. Несмотря ни на что главный герой тоже обрёл свою родину, стал счастливым мужем-отцом и даже смог встать на ноги не в переносном, а прямом смысле. Может, поэтому в финале спектакля зрители, после некоторых колебаний, всё-таки вскочили со своих кресел и устроили театру «Жест» овации в полный рост.

2ddc379891905aa7cbd10cd31e670594.jpg

Овации

Ведь артисты этого «театра с неограниченными возможностями» смогли такое, что бывает не под силу творческим людям, у которых возможностей, кажется, куда больше.

А самое поразительное, что они заставили нас, так называемых, здоровых, «полноценных» людей, осознать своё несовершенство. Ведь большинство из нас тоже «никогда в жизни не смогут подняться на Эверест» и тоже «никогда в жизни не спустятся в Марианскую впадину».

Главного героя это мучило с самого детства, а меня, например, почему-то не мучает. Может, это я инвалид?

Ольга Миронович