Архив:

Вне зоны доступа. Как передвигаются по городу красноярские колясочники?

Без посторонней помощи инвалид далеко не уедет. В Красноярском крае почти 180 тыс. взрослых инвалидов. Но большинство из них вы не увидите на улице - их пространство ограничено четырьмя стенами, потому что городские учреждения и жилые дома им по большей части недоступны.

Сколько в столице края инвалидов-колясочников, не смогли назвать нам ни в Пенсионном фонде, ни в медико-социальной экспертизе, ни в обществе инвалидов. Независимые организации озвучили лишь примерную цифру: в Красноярске 1000-1200 взрослых и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

«Следственный эксперимент»

Родители Ани не замечали, что вокруг есть люди с особенностями развития, пока не узнали, что дочь не будет ходить. Диагноз - детский церебральный паралич. Но Анна Иванова не воспринимает ограничения как проб­лему - скорее, как сложность. Она сегодня известная в крае общественница.

28d768a911605f15baef69105cd332c7.jpg

Центр города, а условий для инвалидов нет.

- По индивидуальной программе реабилитации я не могу ни учиться, ни работать. При этом имею два высших образования и пишу кандидатскую диссертацию, - признаётся Анна Иванова, инвалид-колясочник, с которой мы отправились на улицы Красноярска, чтобы проверить его доступность.

Девушка живёт на Взлётке, ей повезло - в доме есть пандус, в подъезде выровнены пороги, и она сама может выбраться из квартиры. Хотя гуляет только возле дома. «Я редко где могу быть без сопровождающего, - говорит Анна. - Для меня порог - большое препятствие, двусторонний бордюр - паника. Хотя с 15 лет научилась организовывать вокруг себя безбарьерное пространство и просить людей о помощи».

«Следственный эксперимент», как назвала его Анна, начинается с проспекта Мира. Нам помогает отец девушки Виктор. Даже маленький бордюр перед дорожным переходом - и у коляски приходится поднимать передние колёса. Пытаемся пройти к центральному рынку, но тротуар перекрыт, и Виктор ловко выезжает на проезжую часть. Опасный манёвр он проделывает ещё пару раз за поездку - из-за разрытых дорог. По словам отца, это нарушение, но что делать, не объезжать же за квартал?

f7e29e3b56c0e213269b41c5ae1cef6a.jpg

Не все магазины готовы обслужить колясочников.

Спуск на лестнице, ведущей к рынку, имеет несколько уровней и настолько крут, что рядом с ним Анна даже для кадра побоялась встать. «Это сделано, чтобы тележки закатывать, а не для людей», - резюмирует её отец.

К торговому центру «Квант» ведёт уже удобный пандус без швеллеров. У входа охранник ловко снимает задвижки на второй двери для прохода. Проходы магазина удобные, широкие. Нам указывают, где лифт для инвалидов. Кабина с поручнями, голос спрашивает, куда ехать. «Торгово-развлекательным центрам Красноярска можно поставить 4-5 баллов, - резюмирует Анна. - Правда, в «Планете» однажды не попала в кино с подругой и сестрой, помочь было некому, а охранник на просьбу помочь ответил: «Я что тут, нанимался таскать?»

Скатертью дорога

Попасть на коляске в ортопедический магазин на улице Дзержинского нереально - вверх ведёт крутая лестница. Продавец, оправдываясь, говорит, что пандус появится в октябре-ноябре. Да и не заходят к ним инвалиды, а в случае чего им могут вынести всё, что нужно. Зато у аптеки по той же улице перед лестницей есть кнопка для вызова продавца и много­обещающая надпись: «Телескопический пандус». Звоним, выясняем, где пандус. Женщины всполошились: спрашивают, что нужно вынести. А вопросы по пандусу лучше задавать не им, и напоследок бросили в спину: «Скатертью дорога!» Однако дорога не получилась гладкой, пришлось объезжать выбоины на брусчатке.

Анна уже без удивления рассказывает о необычном отношении горожан к инвалидам и наоборот: «Здоровые люди боятся заразиться, боятся, что с ними что-то случится. А инвалиды думают, что здоровые нужны только, чтобы им помогать. Всё зависит от того, как ты мир воспринимаешь. Или будешь идти с улыбкой, или плакать и бояться попросить о помощи». Но многие с удовольствием помогают.

Сила рук

Подземный переход на ул. Карла Маркса оснащён пандусом, но это скорее американские горки, если, конечно, колёса попадут в колею. «Здесь вторую инвалидность легко получить», - иронизирует Анна. Вообще преодоление препятствий зависит и от опытности сопровождающего, и от силы рук человека в коляске. Инвалиды по городу предпочитают передвигаться или на машине, или своим ходом, даже из района в район. Автобусы и социальное такси - крайняя мера. «Социальное такси за месяц нужно заказывать, - говорит Анна. - И то только в больницу и с девяти до шести, в театр они точно не повезут».

Бывает молодая девушка и в ночных клубах, кафе, но бесцельно слоняться по городу не любит. Люди в колясках ценят рабочие места, если их имеют. «Если не работать, можно легко впасть в уныние, - рассуждает девушка. - Большинство людей с ограничениями хотят приносить пользу, не сидеть в четырёх стенах, но с этим у нас огромные сложности».

Так получилось, что оценка Анны, данная в начале нашего двухчасового эксперимента: «Прошли 200 метров, а препятствий огромное количество», - оказалась верна и для всего маршрута. Об инвалидах у нас думают кое-где и кое-кто, а чаще встречается подход «кое-как».

eacb91005d0eda0a7cb5495ad4902d13.jpg

Тротуары Красноярска полны ям, рытвин, водостоков и всего, что затрудняет инвалидам жизнь.

Деньги мимо пандусов

С 2011 года в Красноярском крае на реализацию федеральной программы «Доступная среда» в течение трёх лет было выделено 263 млн рублей. Программу продлили до 2020 года, и выделяют деньги из федерального и регионального бюджета. С 2014 по 2016 гг. обеспечение составило почти 70 млн рублей.

К приоритетам относится создание беспрепятственного доступа к социально значимым объектам: устанавливаются пандусы, заменяются лифты, переоборудуются входные группы, обустраиваются парковочные места для инвалидов. По информации министерства соцполитики, в 2014 году 84 объекта социальной инфраструктуры стали доступными. В течение 2015 года 27 муниципальных образований края должны получить субсидии на обеспечение доступности ещё к 51 учреждению.

Люди неограниченных возможностей

В числе людей, имеющих инвалидность, много социально активных людей и спортсменов.

Алексей Бугаев - двукратный чемпион Паралимпиады в Сочи-2014. Серебряный и бронзовый призёр чемпионата мира по горнолыжному спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, призёр чемпионатов России, неоднократный победитель и призёр кубков мира и Европы.

Евгений Кегелев в 2012 году вошёл в состав российской сборной на Паралимпиаде в Лондоне и впоследствии стал первым в истории края паралимпийским чемпионом.

Марта Прокофьева - участник Паралимпиады-2012 в Лондоне, чемпионка Европы в толкании ядра.

​Мнение эксперта

Виктор Соколов, тренер сборной Красноярского края по адаптивному спорту:

Самое важное - чтобы человек имел желание в жизни чего-то достичь. Я предлагаю каждому человеку с ограниченными возможностями стать успешным через область спортивных достижений. Среди моих воспитанников есть чемпионы мира, Европы, участники Паралимпийских игр, все они имеют высшее образование, свои семьи и детей. Беговая дорожка - путь в жизни, на котором человек, преодолевая трудности, получает счастье и здоровье, уверенность в том, что он нужен.

Комментарий

Надежда Болсуновская, председатель общественного движения «Право на счастье»:

«Сегодня средства на доступную среду выделяются, это видно по учреждениям министерства культуры, соцзащиты и другим. Но нет органа, который бы инспектировал среду на доступность, проверял новые помещения частных предпринимателей, жилые дома, как СЭС это делает. С 1995 года действует закон, который обязывает учреждения иметь паспорт доступности и хотя бы ту же кнопку, но бизнесмены об этом не знают. Поэтому открываются банки и кафе, куда инвалидам самостоятельно не попасть. Устранить нарушения может только прокуратура, по обращению граждан. А чтобы инвалиду в своём жилом доме попросить сделать пандус, нужно собрать 67% подписей жильцов».

Роман Минеев

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ