Архив:

Право на мобильность. Как функционирует в Югре служба социального такси

В августе правительство ХМАО утвердило изменения в порядок предоставления услуг службой «Социальное такси». Теперь к оказанию этих услуг подключат частные транспортные компании. Таким образом предполагается формировать рынок социальных услуг.

Сегодня службы социального такси есть практически в каждом российском регионе, но должное развитие они получили не везде. Например, в Ростове-на-Дону такая служба организована не так давно, причем не властями, а епархией, с привлечением волонтеров. В Югре работа социального такси регламентирована законодательно, и качество услуг отслеживается.

Автопарк службы «Социальное такси» на всей территории автономного округа составляет всего 20 автомобилей, все они принадлежат предприятиям социального обслуживания населения. Как пояснила на заседании правительства директор департамента социального развития Югры Мария Краско, с принятием изменений к деятельности по перевозке социально незащищенных категорий граждан смогут подключаться частные предприниматели. Их работа будет оплачиваться за счет средств бюджета автономного округа.

— Услуга «Социальное такси» широко востребована в округе, — отметила врио губернатора ХМАО Наталья Комарова. — Предлагаемые нововведения повысят доступность и качество социального обслуживания наиболее уязвимых и нуждающихся в государственной заботе групп населения.

Еще одно изменение — это расширение географии работы социального такси. Им можно будет воспользоваться не только для поездок внутри населенных пунктов, но и добираться в административные центры муниципальных районов. Это весьма кстати для сельчан из числа малоподвижных категорий. Кроме того, услуга «Социальное такси» отныне будет распространяться и на инвалидов по зрению первой группы.

Особый контингент

Чтобы улучшить качество работы социального сервиса, окружные чиновники пообещали собирать и исследовать отзывы клиентов службы социального такси.

— Я начала пользоваться услугой «Социальное такси» не так давно — три месяца назад. Хорошо, что за небольшие деньги можно доехать в нужное место, — для нас, колясочников, это не так-то просто. Три раза в неделю я езжу в Центральную клиническую больницу на диализ. В месяц получается 12 поездок. Считаю, что это хорошая программа для инвалидов и пожилых людей. Водители такси — очень доброжелательные. Они всегда поддержат добрым словом, да и помогут, если нужно, — поделилась с корреспондентом «МК»-Югра» сургутянка Алла Борисова, инвалид первой группы.

В Сургуте социальное такси работает при Городской социальной службе с 2009 года. Начинали со 117 пользователей в год, а всего за это время услугами сургутского соцтакси воспользовались 1770 человек. В первом полугодии 2015 года на обслуживании у сургутского социального такси состояли 105 человек, которым было предоставлено 774 услуги.

Как видим, здесь работа идет по накатанной колее. Неудивительно, что Сургут одним из первых муниципалитетов отреагировал на изменения в законе и начал передачу транспортного обслуживания маломобильных групп населения частной компании — ИП Васковнюк С.А. Транспортное хозяйство службы «Социальное такси» — это два специализированных автомобиля с гидроподъемником. Вскоре эту работу проведут и в других муниципалитетах.

— На граждан, получающих услуги службы «Социальное такси», это практически никак не повлияет. Просто у двух специализированных машин появятся новые водители, — заверили нас в Городской социальной службе Сургута.

Пост сдал — пост принял

...Артур Швыдкой во время передачи автомобиля «ГАЗель» внимательно слушал теперь уже бывшего водителя социального такси Сергея Белоцерковского и старался запомнить каждый совет. Молодому человеку не помешают наставления старшего коллеги. Ведь с начала сентября ему предстоит перевозить маломобильных пассажиров. При этом нужно не просто отвезти пассажира по указанному адресу, но и помочь разместиться в автомобиле, а иногда и сопроводить от автомобиля до нужного учреждения.

— Бывает, что нужно помочь спуститься с четвертого-пятого этажей маломобильным гражданам, — объяснял особенности работы Сергей Леонтьевич. — Тут главное — помнить, что в общении такие клиенты не всегда доброжелательны, и быть к этому готовым. Их можно и нужно понять, учитывая состояние их здоровья. Ни в коем случае нельзя вступать в споры или, не дай бог, грубить.

Сергей Белоцерковский работает водителем сорок лет, из них последние шесть — в социальном такси, как раз с момента образования службы в Сургуте. Поначалу, говорит он, непросто было привыкнуть. Все-таки в пассажирах не рядовые граждане, а люди, требующие особого подхода.

С первого же дня Сергей Леонтьевич запомнил: самое главное в работе социального такси — это безопасность. Пассажира нужно обязательно пристегнуть ремнем безопасности. Во время поездки многие пожилые люди любят поговорить. И тут водитель, конечно, должен бы поддержать беседу, но нужно внимательно следить за дорогой.

— Машина почти новая, но, тем не менее, постоянно приходилось осматривать ее. Вдруг случится какая-то поломка! А ведь люди на прием к врачу записаны, — делится с нами водитель. — Но за эти шесть лет я не припомню случая, чтобы мы куда-то опоздали.

Вместе с коллегой Валерием Манжосовым, который, кстати, тоже работал в социальном такси с момента образования, они успевали обслужить все поступившие заявки.

Есть и ограничения

Услуги социального такси предоставляются получателям соцуслуг бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Сопровождающий при этом может проехать бесплатно.

— Если среднедушевой доход пассажира ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, то поездки для него будут бесплатными, — рассказала специалист по социальной работе Городской социальной службы г. Сургута Ирина Миловидова. — Кроме того, бесплатно услуги социального такси могут получить ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей. Если доходы получателя услуги превышают полуторную величину прожиточного минимума, то в таких случаях действует установленный тариф: одна поездка продолжительностью не более 30 минут — 32 рубля.

На практике это выглядит следующим образом. К примеру, человек записан на прием к врачу. Водитель отвозит его в больницу, и пока клиент находится у врача, таксист перевозит других заявителей.

Куда повезет социальное такси? Тут тоже есть определенный порядок. Заявки вроде «В гости» или «В магазин» не обслуживаются. Водители соцтакси повезут только к социально значимым объектам, в число которых включены органы местного самоуправления города, управление социальной защиты населения, организации социального обслуживания, медицинские и аптечные организации, учреждения медико-социальной экспертизы, образовательные организации, управление Пенсионного фонда России, Фонд социального страхования и другие. Перечень всех объектов можно уточнить в Городской социальной службе.

Как это работает?

Чтобы пользоваться услугой социального такси, нужно передать в социальную службу необходимый пакет документов. Рассмотрев его, специалисты должны признать право соискателя на пользование этой услугой. Людям объясняют правила работы социального такси, предупреждают, что машину нужно заказывать заблаговременно.

— Как правило, заказывают машину у нас не позднее двух дней, — поясняет Ирина Викторовна. — Но бывает, что поступает срочный заказ в течение дня, и при наличии свободного автотранспорта для заявителя поездка организуется.

Служба социального такси работает с 9 до 17 часов. В начале рабочего дня водители получают список заказов с маршрутными листами. В среднем в течение рабочего дня они обслуживают шесть-семь заявок.

Теперь машины передали частной транспортной компании, но для получателей социальных услуг ничего не изменилось, они по-прежнему заказывают машину по тому же номеру телефона, у тех же специалистов.

В Городской социальной службе коллектив стабилен на протяжении многих лет, и получателям хорошо знакомы исполнители социальных услуг. Водители социального такси Сергей Белоцерковский и Валерий Манжосов всегда находили с клиентами общий язык, содержали машины в исправном состоянии и чистоте. Поэтому многие с опасением приняли новость о смене водителей. Но, как поясняет специалист учреждения, изменения в деятельности службы «Социальное такси» направлены на развитие самой службы и повышение качества социального обслуживания граждан.

С осознанием ответственности

Компания индивидуального предпринимателя Сергея Васковнюка не первый год работает в сфере транспортных перевозок. Поэтому передача специальных машин по договору выглядит оправданным решением.

— В сфере транспортных перевозок мы уже более десяти лет, — рассказал нашей газете Сергей Александрович. — У некоторых водителей есть опыт работы в машинах скорой помощи. Мы перевозили разные категории граждан, в том числе и тех, кто имеет ограниченные физичиские возможности.

Осуществление перевозок маломобильных граждан на специализированных машинах — это новый опыт для компании. Однако, по словам руководства, беспокоиться не стоит: водители прекрасно осведомлены о специфике работы.

...В конце своего первого рабочего дня Артур Швыдкой привез в Городскую социальную службу маршрутные листы и квитанции об оплате. Всего было три вызова.

Сергей Белоцерковский обсудил с новым водителем итоги дебютного рабочего дня и, поинтересовавшись состоянием автомобиля, пожелал водителю успехов.

— Никаких сложностей в принципе не было, — сообщил нам Артур. — Помогал пассажирам при посадке в автомобиль, а они в ответ поблагодарили меня.

А затем новый водитель специализированной «ГАЗели» пошел получать новые заявки: в телефонном разговоре специалисты соцслужбы уже сообщили, что завтра их будет явно больше.

Азат Губайдуллин

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ