Архив:

Уроки не для всех

Хваленая белорусская толерантность уже давно превратилась в некий национальный бренд. И, что характерно для понятий на грани мифа, в некоторых сферах нашей жизни она все чаще утрачивает какую бы то ни было связь с реальностью. Например, когда речь заходит об адаптации инвалидов. Как бы вы отнеслись к тому, что сосед по парте вашего сына - аутист?

Могу поспорить, что такой вопрос поставит в тупик многих родителей. Собственно говоря, уже поставил. На днях наше Минобразования утвердило концепцию развития инклюзивного обучения. Проще говоря, у детей с особенностями психофизического развития появился реальный шанс максимально социализироваться. Как? Для начала, став учениками обычных общеобразовательных школ. Концепцию уже окрестили первым цельным документом на постсоветской территории, где люди с особенностями психофизического развития включены в общеобразовательную среду. На полную мощность программу планируют запустить лишь в 2018 году, когда по принципу инклюзивного образования заработают целые школы. Все-таки для такого важного шага нужно время на подготовку и нормативно-правовой базы, и учебников, и школ, и учителей. А с 1 сентября в стране уже начали работу 14 таких экспериментальных классов. Они то и должны показать на практике, стоит ли овчинка выделки. 

На самом деле, первые шаги в такой адаптации уже были. Особенные дети учились не только в спецшколах, но и в интегрированных классах обычных учебных заведений. Правда, в отличие от инклюзивного обучения, был важный нюанс: дети подстраивались под систему, а не наоборот. Теперь же будут учитывать индивидуальные потребности, способности и возможности таких учеников. А это, естественно, потребует (простите за официоз) и дополнительные ресурсы, в том числе и кадровые. Скажем, помимо учителя в классах будут работать ассистенты, понадобится помощь и сурдопереводчиков, и сопровождающих. Главная "фишка" нового подхода - его собираются применять на всех уровнях образования, то есть от детского сада до университета. 

Но это все вторично. Куда более важная проблема - подготовить к такому эксперименту общество. И детей, которые могут по-разному отреагировать на подобных одноклассников, и их родителей, реакция которых тоже обещает быть неоднозначной. Уже сейчас, едва новость просочилась в интернет, разгорелась нешуточная дискуссия. Одни родители школьников настроены оптимистично: "Я нормально отнесусь. Пусть садят рядом с моим ребенком. Сумею все правильно объяснить. Это цивилизованная практика. К сожалению, бывает, что ребенок здоровый, а потом переболел, например, менингитом с осложнениями и уже инвалид. Это не причина, чтобы не дать человеку возможность наладить максимально нормальную жизнь", "Рада за детей-инвалидов. Теперь им не будет скучно. Главное, чтоб это не отвлекало учителей и нормальных детей от учебного процесса", "Может пора нам принять, а не отвергать "не таких, как все"? Может быть эти "не такие" рождены, чтобы мы больше ценили то, что нам дано природой? Или чтобы проверить нас на "наличие" толерантности или просто души? Или важнее соблюсти традиции нашего советского образования, где "не таких" в школах не было? И где дети получали огромное количество знаний, значительная часть которых в жизни не употреблялась...". 

Правда, если судить по интернет-форумам, куда больше тех, кому такая задумка совсем не по душе. "Что-то я нигде не увидел, чтобы были соблюдены права здоровых детей на возможность получения образования без моральных травм. Вы сами как отнесетесь к тому, что соседом по парте вашего ребенка, не дай бог, будет больной синдромом Дауна или эпилепсией?", "Все направлено на деградацию поколения за поколением. Это настолько очевидно, что не хочется ничего объяснять. Есть ли совесть у тех, кто это внедряет и поддерживает?", "А почему у нас должно быть, как на Западе? Мы что, зарплаты западные получаем, или у нас есть финансовые возможности пропихивать в массы всякий бред западных психологов, которые вещают о правах человека, зарабатывая на этом деньги?"

Словом, тут есть что обсудить. Уважаемые читатели, а как относитесь вы к такому эксперименту?

Ольга Пасияк

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ