Архив:

Чистая гармония Кускова

...В ПАРК «Кусково» попадаешь из палящей жары московских асфальтов - и словно в чистую, прохладную воду окунаешься; говорят, что у них вообще такой особенный микроклимат: всегда хорошая погода! Два экскурсовода стояли у входа на территорию парка. Они ожидали посетителей музыкального фестиваля «Мир стал заманчивей и шире...» Этот фестиваль - новый проект Фонда имени Мейерхольда, адресованный москвичам с ограниченными возможностями передвижения. Он проводится при личном участии первого заместителя мэра Москвы Людмилы Швецовой и при поддержке департаментов культуры и социальной защиты населения города Москвы.

Я посторонилась - инвалид-колясочник подъехал к экскурсоводам. И через минуту началась экскурсия. Да-да, для одного человека! Так тут поставлена работа.
- Музейные работники «Кускова» заранее поинтересовались: кто и сколько раз бывал у них. С учетом таких статистических выкладок они заранее смогли построить план своей работы с нами, - объяснила мне Любовь Борисовна Запекина, культорг Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов Юго-Восточного округа. - Вообще-то мы с группами инвалидов бывали в «Кускове» не раз, но сегодня замечательный экскурсовод Ольга Александровна Третьякова открыла для нас совершенно неизвестное «Кусково». Она вела нас такими дорожками и показала такие чарующие перспективы, подобных которым мы никогда не видели. А еще она представила нам «Воздушный театр» - подобное сооружение существовало в те годы только в России. Амфитеатр, графская ложа, оркестровая яма, сцена и даже гримуборная! Оказывается, он использовался до начала 1800-х годов! Недаром на «Кусково» у нас был просто шквал заявок.
А вот музыкальный фестиваль - первый на моей памяти за все 20 лет моей работы с инвалидами, - продолжает Любовь Борисовна. - Представляете, сколько инвалидов-колясочников смогут увидеть шедевры русского зодчества, творения художников, декораторов, садовников? И не только увидеть, но и испытать несравненное наслаждение от удивительной старинной музыки! Но чтобы все эти люди получили сегодня ни с чем не сравнимое удовольствие, почувствовали вновь вкус к жизни, другие бескорыстно пришли им на помощь. И каждый постарался по максимуму.
Правительство Москвы, Фонд Мейерхольда, музейные работники. Второй автобусный парк выделил нам для поездки автобусы со специальными подъемниками. Тоже очень важно для нас. Наши подопечные любят жизнь и хотят занимать в ней активную позицию. Каждый из них мечтает оказаться в подобной поездке, в таком поистине райском месте, как «Кусково»! И мы стараемся никому не отказывать. Вот, например, с нами сегодня приехала Тамара Николаевна Демина, инвалид детства. Она на протяжении всей этой программы, то есть от Московской государственной картинной галереи Ильи Глазунова (где стартовал музыкальный фестиваль), сопровождает колясочников. Помогает им. Хотя ей и самой трудно передвигаться. И я всегда искренне радуюсь за таких людей.
Неожиданный, как выяснилось позднее, репетиционный залп заставил нас вздрогнуть. Это неугомонные пушкари Преображенского полка готовились к открытию выставки, посвященной 300летию Полтавской битвы.
- Ой, сколько дыму напустили, - сказала Любовь Борисовна. - Мы на Полтаву хотим еще попасть, говорят, интересно будет! А что - гулять так гулять! А вы во дворец поторопитесь. Иначе без места останетесь. И весь концерт стоять придется.
Отчасти любезная женщина была права. По пандусу сопровождающие помогали заехать целой веренице инвалидов-колясочников. В широких сенях дворца для кого-то начинались экскурсии, другие сразу направлялись в Танцевальный зал дворца. Собственно, попасть в него можно было и из парка. Для удобства сотрудники музея соорудили собственный пандус.
А что за чудо сам зал - белоснежный, с золотом! Миловидная женщина, инвалид-колясочник Раиса Матвеевна Батурина из района Марьино Юго-Восточного округа с удовольствием созерцала эту вечную красоту старинной русской усадьбы в ожидании концерта:
- Меня переполняют восхищение и гордость за такое национальное достояние нашей страны - «Кусково». Два с половиной часа мы были на экскурсии.
Посмотрели Грот, Эрмитаж, пруды - и все вызывает восторг и радость. И это происходит еще и потому, что нас ждут, к нашему приезду готовятся. Вот и пандусы настелили, и туалеты хорошие специально для нас установили. Хочется надеяться, что Год равных возможностей сработает. А культурная программа, подготовленная Благотворительным фондом Мейерхольда, получит продолжение.
Удивительно моложавой и подвижной (я не поверила, но ей за восемьдесят!) москвичке в третьем поколении Галине Васильевне Печенец из Восточного округа района Измайлово никогда не доводилось бывать в усадьбе «Кусково»:
- Знаете, все как-то было недосуг, все другие дела... Стыдно, конечно, такую красоту чуть-чуть не упустила! Теперь наверстываю. Замечательно, что правительство Москвы сохраняет такие райские места и делает их доступными для людей с ограниченными возможностями, инвалидов-колясочников. Идеальная поездка. Теперь ждем концерта.
...И он не заставил себя ждать. В означенный час московский ансамбль «Солисты Барокко» появился на импровизированной сцене. И был исполнен «Концерт для струнных G-dur» Вивальди. А затем, когда чарующие звуки скрипок клавесина рассыпались и затихли во всех уголках зала, художественный руководитель ансамбля Андрей Спиридонов рассказал, что концерт «Музыкальный атлас Орфея» посвящен неизвестным произведениям русских композиторов и малоизвестным композиторам иностранного происхождения, которые жили и творили в России.
Мало кому известно, что Жан-Жак Руссо был еще, оказывается, и отличным композитором! А в арию из оперы «Деревенский колдун» сумел зашифровать все принципы собственной философии! Кстати, в 1782 году эту арию исполняла Прасковья Ковалева-Жемчугова.
Самым загадочным композитором XVII века музыканты называли итальянца П. Миалли. До сих пор неизвестны ни даты его рождения, ни смерти. Зато известно, что человек он был состоятельный, но все свое богатство растратил и ушел в цыганский табор. Так, кочуя с цыганами, он и создал 6 сонат. В прозвучавшей сонате «Для скрипки и basso continuo» чувствуется и дым ночных костров, и мелодии искрометных танцев.
Пожалуй, по глубине трагизма ей нет равных. Ф. Антонолини, ученик А. Вивальди, связал с Россией свою жизнь. И он же первый положил на музыку стихи Гавриила Державина, которые поэт посвятил вдовствующей императрице Марии Федоровне. Русский композитор Алябьев обессмертил соловья. Но мало кто слышал его балетную музыку «Волшебный барабан», которая достойна восхищения.
- Сегодня нам подарили настоящий праздник, - поделился со мной впечатлениями один из слушателей, Борис Федорович Самохин. - Тут как нигде чувствуется гармония, она просто разлита в кусковском воздухе. И еще: вы можете смеяться, но мы почувствовали присутствие хозяев - Шереметевых. И очень хочется, чтобы ожидание следующего концерта не затягивалось...

Автор: Ирина Долгополова
Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ