Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Отдых с препятствиями. Почему на оборудованные в Калининградской области пляжи для инвалидов людям трудно попасть

Создание доступной среды для маломобильных групп населения всегда предполагает обустройство специальной инфраструктуры. Однако даже идеально обустроенная, она может оказаться бесполезной для инвалида-колясочника — просто потому, что он не сможет до нее добраться. Именно такая ситуация сложилась в Калининградской области — посещаемость открытых в прошлом году на балтийских курортах пляжей для инвалидов, оказалась, мягко говоря, невысокой. 

С чем связаны проблемы доступа к этим пляжам, и что делается для исправления ситуации, попытался разобраться корреспондент «Русской планеты».

Предмет для гордости

В 2014 году в курортных городах Калининградской области — Зеленоградске и Пионерске — появилось два адаптированных пляжа, полностью оборудованных для отдыха людей с ограниченными возможностями. Проект был реализован благодаря сотрудничеству Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег» и областного правительства. Сегодня на пляжах есть абсолютно все необходимое — пандусы и лежаки, зонтики и навесы, шезлонги и пляжные коляски, специализированная раздевалка, а самое главное — люди, волонтеры, которые окажут необходимую помощь.

Доступный пляж в Зеленоградске очень быстро стал одним из центров развития социального туризма в Калининградской области.

– Пляж пользуется большой популярностью у инвалидов — за летний сезон здесь отдохнуло более 1200 человек из Новосибирска, Мурманска, Москвы, Владивостока, Волгограда, а также стран ближнего зарубежья — Германии, Словакии, Литвы и Латвии, — говорит Мария Саскова, координатор адаптированных пляжей.

По ее словам, появление адаптированных пляжей повысило востребованность морской рекреации региона в целом. По сравнению с прошлым годом количество посетителей адаптированных пляжей Калининградской области выросло в 4 раза.

– К нам приезжают отдыхать и дети, и взрослые, которые остаются в полном восторге, мы получаем много положительных отзывов о работе пляжей, — подчеркнула Саскова.  

– Здесь условия для отдыха не хуже, чем за границей, но обходится такой отдых гораздо дешевле, — делится впечатлением инвалид-колясочник Наталья Иванова, приехавшая отдыхать в Зеленоградск из Петрозаводска.

Кстати, пандусы нужны не только инвалидам. Специально оборудованные съезды и жесткие настилы на песке с удовольствием используют родители с детскими колясками и велосипедисты. Иными словами, сомнений в нужности таких объектов и полезности для региона не возникает. Но трудности передвижения для отдельных групп населения появляются в начале пути к местам отдыха.

7d956b6b08bff99502fb6ca761c43b16.jpg

Съездами и пандусами пользуются не только инвалиды

– У нас есть море, и хотя в этом году погода нас не совсем балует, но при первом солнечном дне все жители нашего региона едут на побережье. И люди с инвалидностью — не исключение. Мы тоже любим купаться, загорать, или просто дышать чистым морским воздухом, и хотим использовать для этого благоприятные погодные условия. Поскольку я много путешествую, то могу смело сказать, что оба наших пляжа ничем не уступают европейским по степени комфортности и доступности — на них есть все необходимое для отдыха инвалидов. Уступает им только дорога до заветного пляжа, — говорит инвалид-колясочник Светлана Нигматуллина.

– Если решится вопрос с транспортной доступностью, то количество посетителей адаптированных пляжей существенно вырастет, — подтверждает Мария Саскова.

Два вокзала одной дороги

Самый удобный и быстрый способ добраться до моря и пляжа — железная дорога (Калининград отделяет от морского побережья в Зеленоградске расстояние 34 км, в Пионерске — 46 км. — Примеч. ред.). Но этот способ на поверку оказывается малодоступным для инвалидов.

Северный железнодорожный вокзал Калининграда (промежуточная станция следования пригородных поездов. — Примеч. РП) полностью оборудован пандусами, благодаря чему инвалид-колясочник может без проблем купить билет на поезд, спуститься на платформу, и… на этом его путешествие может закончиться. Устройств для того, чтобы инвалид смог сесть в поезд с низкой платформы, попросту нет.

На Южном вокзале (конечная станция следования пригородных поездов. — Примеч.ред.) такое устройство есть, но находится оно только на одной платформе — той, с которой отходят поезда дальнего следования. Впрочем, желая повысить доступность среды, Калининградская железная дорога (КЖД) сделала исключение для одной из шести в день электричек в Зеленоградск — теперь она отходит с той же платформы, с которой отправляются поезда в Москву и Петербург. Получается, желающие посетить пляж должны с утра уехать и только вечером вернуться обратно.

– Неудобство состоит в том, что человек, который хочет воспользоваться этой электричкой, вынужден все согласовывать, звонить, договариваться. Иными словами, услуги этого вида транспорта в то время, которое захочется, просто недоступны. А пандусы бесполезны, так как инвалиду невозможно подняться по ним даже с помощью двух помощников, — утверждает Светлана Нигматуллина. По ее убеждению, Калининградская железная дорога приспособлена для нужд инвалидов лишь частично.

У представителей железной дороги есть свои оправдания. Александр Першин, начальник отдела корпоративных коммуникаций КЖД, подтвердил возможность приобретения специального подъемника, однако затруднился назвать место его установки.

– В этом же году мы больше ничего вводить не будем, и самое главное, что мы должны сделать сейчас, реализуя этот проект — добиться четкого алгоритма действия всех участников проекта, чтобы обеспечить транспортировку инвалидов к морю и обратно, — говорит Першин. — Поэтому мы настоятельно просим звонить заранее дежурному по вокзалу, чтобы тот своевременно оповестил персонал, который будет заниматься и лифтом, и установкой подъемника, и встречать человека в инвалидной коляске.

По словам Татьяны Анашенко, заместителя председателя организации инвалидов-колясочников «Ковчег» (занимается мониторингом доступной среды для людей с ограниченными возможностями. — Примеч. РП), на их постоянные просьбы руководство КЖД отвечало, что нет смысла вкладывать большие средства в переоборудование поездов и станций, поскольку в 2020 году замене подлежит весь состав электропоездов. Новые составы уже будут с подъемниками для инвалидов. В следующем году КЖД планирует лишь купить еще один подъемник, который установят в здании вокзала Пионерска, и таким образом, инвалиды смогут добраться на оба пляжа при помощи электрички.

– В прошлом году в результате мониторинга мы выявили, что сам вокзал доступен для инвалидов, а электрички нет. Мы связались с руководством КЖД, и предложили им решить этот вопрос, что собственно и произошло 19 августа (то есть практически в конце пляжного сезона), после того, как мы обратились в прокуратуру, — рассказывает Татьяна Анашенко. — Кроме этого мы хотели сделать так, чтобы инвалиды могли беспрепятственно пользоваться для поездок на море рейсовыми автобусами, однако пока мы не пришли к взаимопониманию с руководством компаний, осуществляющих пассажирские перевозки.

Сейчас в качестве альтернативы у инвалидов есть возможность вызвать социальное такси. В рамках акции «Лето с тобой», организованной региональным Министерством социальной политики, к дому подъезжают специально оборудованные микроавтобусы и отвозят на пляж. Ограничений по времени проезда нет.

– «Социальное такси» набирает популярность, и благодаря программе «Лето с тобой» наши пляжи посетило большое количество людей из разных муниципалитетов области, — отмечает Татьяна Анашенко.

В планах организаторов — открыть в 2016 году еще один пляж на побережье Балтийского моря в поселке Янтарном, решить вопросы доставки людей на автобусах и пригородных поездах.

Константин Бельченко

Источник: Русская Планета