Архив:

Официант, Брайля мне!

Рестораны хотят обязать иметь меню для слепых. С таким необычным предложением выступил депутат Вадим Соловьев, который считает, что все рестораны должны обзавестись меню со шрифтом Брайля. По мнению депутата, инвалиды не могут наравне с другими ознакомиться с меню самостоятельно,  и эту несправедливость нужно решать.

Соловьев намерен обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ с предложением обязать предприятия общественного питания иметь меню с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Предлагается включить эту меру в госпрограмму «Доступная среда» на 2016–2020 годы.

Комментарии под материалом корреспондента «Известия» неоднозначные: кто-то обвиняет депутата в безделии, а кто-то удивляется, насколько же, однако, богаты слепые, что по ресторанам ходят…

В Северной Осетии, по данным Общества слепых и инвалидов по зрению, на учете состоит 1600 человек, еще примерно столько же официально не зарегистрированы. По словам председателя Общества Батраза Гатциева, сегодня все больше и чаще стараются создать  комфортные условия для людей с ограниченными возможностями, но все равно остаются аспекты, на которые еще нужно обратить внимание.

— На сегодняшний момент многие не вступают в наше общество.  Причины разные, но одна из наиболее важных заключается в том,  что наша организация мало что может дать в материальном плане.  А ведь таких людей надо поддерживать всячески. Раньше трости, говорящие книги, проигрыватели ­­-  все это предоставлялось через Общество слепых. Сегодня это выдается  Фондом социального страхования. Мы раньше и путевки в санатории сами выдавали: и в Пятигорск, и в Геленджик, и в Подмосковье. Сейчас мы можем предложить только общение и поддержку. Наши первичные организации, а у нас их семь по республике, разрабатывают  план работы,  согласно которому проводятся собрания, концерты, лекции, тренинги.

На следующей неделе в одной из городских организаций будет конкурс на лучшего чтеца по системе Брайля. С понедельника у нас шашечный турнир начнется в нашем клубе. Наши незрячие будут в шашки играть. Вот это общение поддерживает человека, дает ему осознание, что с потерей зрения или его ухудшением, человек все равно продолжает жить и может участвовать в культурной, музыкальной, да и любой деятельности. Важно и то, что здесь люди делятся своими проблемами, а мы уже пытаемся выйти на нужных людей и постараться помочь. И у нас, к счастью, есть люди в Государственной Думе, в других каких-то структурах, которые реально могут помочь. Поэтому я уверен на 100 %, что находясь в обществе слепых, инвалид обязательно что-то приобретает полезное.

О том, что в ресторанах может появиться меню для слепых, Батраз Гатциев слышал, и это идея ему очень нравится:

— Ответ мой очевиден, я председатель общества слепых, как я могу быть против?! Все, что создаст удобства для слепых нужно делать. Конечно, я за то, чтобы и в ресторане меню было по системе Брайля. А еще, если у богатых ресторанов есть возможность, то даже говорящее меню можно попробовать, чтобы можно было нажать кнопку и прослушать ассортимент и цены. И вообще, нужно стараться, чтобы в любой среде систему Брайля стали использовать. Вы представляете, как это облегчит жизнь слепым?

Правда, после этого Батраз добавляет:

—  Другое дело, что не каждый слепой может позволить себе питаться в ресторанах.

Как рассказал Батраз Гатциев «Градусу», среди слепых очень мало обеспеченных людей, которые могут себе позволить частые походы в рестораны. А если уж и выбираются, то чаще всего их сопровождают супруги, друзья. И, тем не менее, меню со шрифтом Брайля – это «лакомый кусочек» понимания и заботы к людям с ограниченными возможностями.

— Ресторану легче, наверно, чтобы официант полностью прочитал ассортимент посетителю, нежели по системе Брайля каждый раз переписывать меню. Наверно, это все-таки сложно и хлопотно. Но если отбросить все эти сомнения – это большой шаг навстречу этим людям. Это удобно. В первую очередь для них. Сейчас на многих лекарствах пишут по системе Брайля. Может, в самой аптеке это не очень надо, так как обслуживает аптекарь, но когда человек домой приносит препарат и хочет дополнительную информацию для себя вычитать – это важно, — говорит Батраз Гатциев.

Большой шаг навстречу людям с ограниченными возможностями зрения уже сегодня планируют сделать в ресторане «Александровский». Как рассказала  администратор заведения, идею про меню со шрифтом Брайля уже одобрило руководство:

— Мы планируем ввести в наше меню это новшество в следующем месяце. Увидели эту информацию, и нам понравилась идея, с радостью ее одобрило и наше руководство. С нового месяца мы планируем обновлять менюи как раз попробуем вести  и меню для слепых. Сейчас трудно  сказать, возникнут ли сложности для воплощения этой задумки в реальность.

На вопрос, а как часто в «Александровский» заходят незрячие клиенты, администратор ответила:

— Бывают, но не так уж и часто.

А сотрудники другого заведения — «White cafe» поделились, что клиенты с инвалидностью по зрению к ним не заходят. Поэтому необходимости в создании такого меню у них нет.

— Я работаю здесь довольно давно, и на моей памяти слепых не было ни разу. Да и про меню слышу впервые. Знаю, что устанавливают пандусы для людей с ограниченными возможностями – это естественно и правильно. А по поводу меню, думаю, у нас нет такой необходимости, — говорит администратор заведения.

Кстатипомощник члена Общественной палаты РФ Султана Хамзаева, тоже  инвалид по зрению. Игнат Прохоров в качестве эксперимента «перевел» стандартное меню нескольких московских кафе на «язык слепых». Этим он хотел показать, что изготовить такое меню, не составит особого труда, да и обойдется заведению всего в несколько сотен рублей. Но, в принципеСултан Хамзаев подчеркнул, что они не будут навязывать эту идею, а просто рассчитывают на сознательность предпринимателей.

В России пока есть несколько сетей ресторанов и кафе, практикующих меню со шрифтом Брайля. Такой опыт есть у «Макдоналдса», «Старбакса», «Шоколадницы», «Кофемании». В них с официантами проводится специальная работа.

Как рассказал «Градусу» Батраз Гатциев, на самом деле проблема досуга незрячих — далеко не самая актуальная. У них много других болевых точек, требующих внимания:

— Они  сталкиваются с проблемами на каждом шагу. Вот взять, к примеру, транспорт, точнее номер транспорта. Как незрячий человек должен остановить автобус или маршрутку? Я давно говорил об этом, поднимал этот вопрос. Ну, можно же какой-то громкоговоритель установить?! Проезжает транспорт и объявляет свой номер. В поликлиниках – эта странная система. Вот каждый инвалид должен получать программу индивидуальной реабилитации. Но каждый раз, чтобы получить ее снова – приходится проходить врачей,  сдавать анализы… Хотя человек имеет справку по инвалидности, которая является основой. С наличием этой справки можно выписать эту программу, и все. Для чего каждый год мучить людей?!

Фатима Кучиева

Источник: Gradus.Pro

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ