Архив:

Что делается для слабовидящих и незрячих в Москве

Корреспондент "ВМ" побеседовал с председателем Московской городской организации ВОС.
...Мы знакомы лет пять, если не больше. Отлично помню, как в первый раз пришла сюда, на улицу Куусинена, 19А, где находится Московская городская организация Всероссийского, ордена Трудового Красного Знамени общества слепых.
Помню и свою первую неловкость, и промахи (увидела на столе толстый, аж в ладонь, журнал «Наша жизнь» и ужасно удивилась: никогда раньше таких не видела, почему такой формат гигантский?! Да потому, недогадливая, что брайлевским алфавитом набран, а он же выпуклый!).

Как опасалась брякнуть что-нибудь не то - обидеть, ранить ненароком... И как потом все эти неловкости куда-то быстренько делись и улетучились, потому что оказался Александр Николаевич очень милым, приятным, обходительным и обстоятельным человеком, с которым очень легко общаться - и пошутить, и по-серьезному поговорить...
Долго, и не раз, беседовали мы с ним, ездили на московские предприятия, где работают наши незрячие и слабовидящие; познакомилась я благодаря опять же Александру Николаевичу с Олей Соколовой - спортсменкой, параолимпийкой, пловчихой, удивительно милой, хрупкой и сильной, нежной и волевой девочкой... А им и нельзя иными быть.
Были у нас и другие встречи и беседы, и статьи в «Вечерке», а потом жизнь закрутила-завертела - сами знаете, как это бывает. Вот нынче мне и попенял - легонько так - Александр Николаевич: мол, совсем забыли нас! Не заходите, не звоните... Ну я тоже немножко побила себя в грудь, покаялась: неправа, неправа! Правда, нехорошо: не было бы счастья, то бишь этой нынешней нашей встречи) да Год равных возможностей помог...
И не ищите, я вас умоляю, в этой конструкции и перефразировке никакого «эдакого» смысла-подтекста! Могу иначе сказать: просто звезды удачно встали у нас в ряд наконец-то!
- И все-таки, Александр Николаевич, вот вам честное-пречестное слово, я вас не забывала никогда! А сейчас очень хочется узнать - что у вас нового, какие, как говорится, веяния в московской организации ВОС, что вас сейчас волнует, чем заняты?
- Вы знаете, конечно, что недавно было принято - на самом высоком уровне - решение создать во всех регионах координационные советы по делам инвалидов. По России - при губернаторах, у нас в Москве - при мэрии. В эти советы вошли представители ведущих инвалидных организаций. И уже прошли два заседания нашего координационного совета, который возглавляет Юрий Михайлович Лужков.
- Какие вопросы обсуждали, о чем вы сами там говорили?
- Вопросы, как ни крути, все те же - больные и традиционные: о безбарьерной, безопасной среде жизни для инвалидов, в том числе в нашем случае - слабовидящих и незрячих в Москве. Многое делается в городе, но все-таки не так быстро, как нам всем хотелось бы... Причем вы понимаете, есть целый ряд моментов, аспектов, которые вовсе не требует каких-то колоссальных финансовых вливаний, затрат и т. д., а просто надо навести порядок элементарный. И чуточку больше думать не только о себе, но и о тех, кто рядом с тобой, кому не так удобно передвигаться, ощущать себя, просто жить в этом пространстве большого города... Возьмите вы наземный транспорт.
Инвалидам сегодня очень трудно пользоваться автобусами, троллейбусами - даже такими удобными, специальными, с нашей «марочкой» на ветровом стекле, низкопольными, которые специально сегодня запущены для нас по многим маршрутам, и за это отдельное, конечно, спасибо.
Но что при этом творится на самих остановках! Там тебе и маршрутки стоят кое-как, и частники паркуются где попало. Автобус останавливается порой в нескольких метрах от тротуара, потому что водителю просто не подъехать ближе, а инвалид не может преодолеть еще и эту полосу препятствий, потому что там такая свалка... А иногда и свалки нет, а водитель останавливается далеко от бордюрного камня. Может, ему так удобнее, или не объяснили правила, или еще что.
Все это, казалось бы, мелочи, но мелочи - пустяки для здоровых людей. А для инвалидов порой неразрешимая проблема, и дело иной раз кончается настоящей трагедией, как случилось не так давно в Зеленограде. Сбили девушку-инвалида, знаете, машиной такой уборочной. Причем сбили на тротуаре, даже не на дороге.
- Неужели там никого рядом не оказалось? Что же ей не помогли?!
- Ну что вам на это сказать, Ольга Юрьевна...
- Я все поняла, не надо, Александр Николаевич. Простите.
- Продолжая ту же тему - о стоянках инвалидного транспорта. Эти места в Москве есть, стоянки выделены, но попробуйте там встать, они же заняты всегда - притом вовсе не транспортом для инвалидов! Юрий Михайлович Лужков очень резко, жестко оценил ситуацию, дал поручения соответствующим службам, в том числе ГИБДД: навести в этом деле порядок.
- Как у нас люди ездят, как паркуются - это вообще караул, давно пора порядок наводить. И, к сожалению, «барьеры» у нас не только на улицах. Что касается обучения, трудоустройства инвалидов, в том числе по зрению, квотирования рабочих мест - в этом направлении есть какие-то подвижки, что сейчас делается?
- Как вы, наверное, знаете, эти вопросы в том числе были затронуты и президентом Медведевым на встрече с руководителями наших инвалидных организаций. Президент поддержал мысль о том, что надо вернуть, так сказать, «статус-кво», существовавшее у нас в этой сфере до печально известного 122-го, зурабовского, закона...
- Ох, сколько ж он нам будет еще аукаться, этот пресловутый закон!
- Но я хочу сказать, что по Москве все-таки не так «ударило», как по регионам. У нас эти проблемы не так остро стоят, если сравнивать. Скажем, в прошлом году правительство существенно поддержало предприятия, которые используют сегодня труд инвалидов по зрению, выделены средства на модернизацию рабочих мест и т. д.
- Сколько у нас сегодня таких предприятий?
- Восемь. Было девять, но произошла некоторая реорганизация, не в ущерб, конечно, работникам, объединили два, теперь - восемь.
- Александр Николаевич, а помните, мы с вами ездили на предприятие, там еще булавки, заколки, шпильки производили - причем, если я ничего не путаю, английские булавки, эту незаменимую в жизни мелочь, только наши инвалиды по зрению и делают, больше никто. Как они себя сегодня чувствуют? В условиях наших непростых?
- Работают! Если соберетесь, можем их как-нибудь навестить.
- Скажите, вот такая ситуация: человек становится инвалидом по зрению - в зрелом возрасте, после травмы, болезни и т. д. Он может прийти туда, его примут, научат, дадут работу?
- И примут, и научат. Сегодня у нас создана система обучения, на каждом предприятии работают специалисты, реабилитологи, мастера и т. д. То есть если говорить о такой нашей задаче, как трудовая реабилитация, то с этим мы справляемся неплохо... Кстати, недавно мы побывали на одном из таких предприятий и состоялась полезная и интересная встреча... Люди задавали префекту - он тоже участвовал в разговоре - довольно острые, нелицеприятные вопросы. Вот, мол, попробуйте пройти по району с завязанными глазами - переходы, стройплощадки, ямы, колдобины!
- И что префект? Это, кстати, вы про какой округ говорите?
- Западный округ, у нас там предприятие ООО «Кунцево-Электро», где работают более 300 инвалидов по зрению - делают розетки, выключатели электрические и т. д. Ну что префект? Обещал взять эти вопросы под свой личный контроль. Пока что обещание держит, начали наводить порядок. Будем надеяться, что до конца наведут.
- На префекта надейся... Александр Николаевич, а вот такой вопрос - о собачках-поводырях. Может, я ошибаюсь, но в таком мегаполисе, как наш, потребность в них не так уж велика? Просто по объективным соображениям. Опять же корма сейчас собачьи подорожали, я сама «собачница», знаю: кризис, провались он пропадом.
- Как вам сказать. С одной стороны, в чем-то вы правы. Собака ведь требует ухода, нужны соответствующие условия, да и вообще не каждому она «прописана» в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и по объективным, как вы говорите, соображениям...
- Это если у кого-то аллергия или просто квартира маленькая?
- И это в том числе. Питомник наш, где воспитывают и дрессируют таких животных, который в Купавне подмосковной находится, пока что держится - несмотря на кризис. В общем, могу сказать так: все заявки на собак-поводырей у нас выполняются, только два или три человека сейчас стоят на очереди в городе, а это, согласитесь, немного. Кстати, каждый владелец собаки-поводыря получает в год десять тысяч рублей - на корм. Негусто, но все-таки подспорье. Да и ветеринарное обслуживание таких собак для людей - бесплатное.
- И то хлеб. А сколько вообще сегодня в Москве инвалидов по зрению?
- На учете в нашей московской городской организации ВОС состоит порядка 11 тысяч человек. Но скажу сразу, что на самом деле на учет встают не все, так что цифра эта неточная, есть еще, как говорится, и «неохваченные».
По разным причинам, это - отдельный разговор... И все-таки наши инвалиды в подавляющем большинстве своем люди активные, работают. Некоторые даже из Подмосковья ездят на работу; и учатся - около 200 человек в разных высших учебных заведениях. Конечно, тяжелее всего тем, кто потерял зрение в зрелом возрасте, им труднее приспособиться, адаптироваться к ситуации, среде, жизни. Мы стараемся оказывать таким людям всемерную помощь.
- У нас же в каждом округе есть ваши организации? Туда люди могут обращаться с какими-то вопросами, проблемами?
- Разумеется, могут. Вообще хочу сказать, что отношение общества к инвалидам потихоньку, небыстро, но всетаки меняется - и, безусловно, тут свою роль играет то, что в Москве нынешний год проходит под таким девизом, как Год равных возможностей. То, что власти поворачиваются лицом к нашим проблемам, что к нам прислушиваются, что о наших делах, о наших бедах и заботах говорят на самых высоких уровнях - это очень важно. Сегодня принимаются совершенно четкие, конкретные решения, которые помогут людям обрести себя, найти свое место в жизни, сделают их жизнь полнее, интереснее, насыщеннее... Вот лишь один пример - принято решение построить в нашем Северном округе многофункциональный, многопрофильный центр для инвалидов всех категорий, есть соответствующее задание Юрия Михайловича Лужкова, уже обозначена территория недалеко от станции метро «Динамо».
Видите, несмотря на кризис, дела идут, подвижки есть, и это, конечно, вселяет надежду...
- Ну что же, будем надеяться вместе, что все наши планы, мечты, задумки сбудутся. И еще: будем чаще встречаться, согласны, Александр Николаевич?
- Не возражаю. Справка
Сейчас в Москве работают 4 школы для слабовидящих детей.
Высшее образование молодые инвалиды по зрению получают в том числе в Институте гуманитарных технологий Московского городского психолого-педагогического университета и в Государственном специализированном институте искусств.
На базе центров социального обслуживания населения открыты 15 электронных библиотек, закуплено 300 тифлоплейеров для выдачи напрокат незрячим и слабовидящим инвалидам.
Для инвалидов по зрению обеспечена работа специального радиоканала на базе издательско-полиграфического комплекса «ЛОГОС».
Решается вопрос об открытии в Москве на базе Медицинского колледжа № 6 отделения по подготовке массажистов с тем, чтобы там могли обучаться лица с ограниченными возможностями.

Автор: Ольга Мозговая
Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ