Архив:

Курс на инклюзию или куда летят «СТРИЖИ»?

Инклюзивное образование в Москве имеет свою уникальную историю, которой не один десяток лет. Первопроходцем-практиком в своё время стала известная школа «Ковчег» на юго-востоке столицы. В октябре она отметит большой праздник: 25 лет на плаву!

Образовательное учреждение по-прежнему славится своей атмосферой принятия «особого» ребенка. Несколько лет назад здесь учился мальчик с диагнозом "аутизм", который набрал на ЕГЭ по математике 100 баллов, сейчас он студент МГУ. Не за горами ещё один юбилей. Почти два десятка лет назад в Центральном округе Москвы были открыты первый инклюзивный детский сад №1465 и Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской». Уже тогда этими учреждениями были заложены основные принципы философии инклюзии:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- Каждый человек способен чувствовать и думать;

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Специалисты учреждений в тесном тандеме друг с другом, стали выстраивать индивидуальные маршруты для детей с ОВЗ и инвалидностью, соответствующие их возможностям: кто-то посещал детский сад в режиме полного дня, а кто-то лишь готовился к ДОУ в группах Центра. Так появился известный всей Москве проект «СТРИЖИ» (СТРемление к Интеграктивной ЖИзни).

Прошло время, и дети в инклюзивном детском саду выросли. Возникла необходимость присоединения к проекту школы, близкой по духу к идеям инклюзивного образования. Этим учреждением стала СОШ №142 (сейчас это лицей №1574). Так в Москве возникла первая в своём роде «инклюзивная образовательная вертикаль» - «Детский сад – Школа - Центр». Каждое образовательное учреждение выполняло свою роль в новом, но нужном деле. В Центре дети готовились к вхождению в детский сад, получали необходимую помощь логопеда, психолога, дефектолога; специалисты сопровождали ребёнка и на пороге школьного обучения. В дошкольном учреждении были созданы условия для разных категорий детей с учётом их особенностей: от кратковременного пребывания вместе с мамой до самостоятельного освоения пространства детского сада в течение дня. В школе нашли своё место, конечно, не все дети, но те, кто по своим особенностям мог находиться в классе, выдерживать 4-5 уроков в день, кто при помощи и без мог осваивать учебный материал.

Постепенно проект «СТРИЖИ» стал обрастать новыми участниками. В 2012 году в образовательных учреждениях Центрального округа Москвы в инклюзивной практике находилось 32 образовательных учреждений. Почти 260 детей с различными вариантами отклоняющегося развития посещали детские сады, школы и ППМС центры вместе со своими обычными сверстниками.

Идеи Центрального округа нашли своё отражение в работе образовательных учреждений других округов Москвы. Сеть организаций, разделяющих и принимающих идеи инклюзии, ширилась. В Восточном округе был разработан не менее актуальный проект «ДОМИНО» (Для Особых Малышей ИНклюзивное Образование). «СТРИЖИ» разлетелись по всей Москве.

Инклюзивным образованием занимаются и частные школы, у которых есть возможность делать классы совсем маленькими, кропотливо занимаясь даже с самыми тяжелыми детьми. Например, столичная школа Святого Георгия Победоносца, в которой обучают и социализируют детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, работает с 1994 года. Индивидуальный подход и разнообразие современных педагогических технологий и методов работы, позволяет добиться значительных результатов: многие ребята, в этой школе не только учатся чтению и письму, но и играют в спектаклях, поют и рисуют, занимаются лепкой.

В 2009 году для научно-методического и организационного сопровождения образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику, на базе Московского городского психолого-педагогического университета был открыт Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Основными направлениями работы Центра стали: разработка, апробация и внедрение технологий инклюзивного образования, реализация программ обучения специалистов и педагогов, научно-исследовательская работа. За последние 5 лет более 755 человек: учителей, воспитателей, специалистов и руководителей образовательных организаций, повысили свою компетентность на модульных курсах повышения квалификации при Центре. В настоящий момент к курсовой подготовке специалистов для инклюзивного образования подключились и другие ВУЗы столицы: Московский городской педагогический университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский институт открытого образования.

28 апреля 2010 года произошло событие уникальное по своей значимости - принят Закон г. Москвы «Об образовании лиц с ОВЗ», который впервые в отечественной законодательной практике определяет инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Впоследствии идеи инклюзии на региональном уровне получили своё логическое продолжение в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской Федерации».

Современная ситуация с образованием детей с ОВЗ и инвалидностью в Москве строится на принципах и философии «разумной инклюзии». Существующая сеть образовательных организаций предлагает широкий спектр групп кратковременного пребывания, специализированных (коррекционных) групп, инклюзивных групп на этапе дошкольного детства, в школьном сегменте есть специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах (частичная интеграция), школы в которых все классы работают в парадигме инклюзивного образования, специальные (коррекционные) школы. По данным ежегодного мониторинга 310 образовательных организаций города Москвы реализуют инклюзивную практику работы. Крупные образовательные комплексы, включающие в себя дошкольную и школьную ступень, специальный (коррекционный) блок обладают огромным потенциалом. Появляется возможность реализовывать принцип «шаговой доступности» для разных категорий детей, выстраивать непрерывную систему работы, организовывать преемственность программ психолого-педагогического сопровождения, открываются возможности социализации «особых» детей, «обычным» детям дается шанс научиться толерантности и милосердию.

Новая модель психолого-медико-педагогической комиссии, перешедшая от выдачи «путевок-направлений» к описанию специальных условий обучения и воспитания, необходимых для каждого конкретного ребенка, при сложившейся системе образовательных комплексов, позволяет выстраивать «точечные» строго индивидуализированные маршруты и эти маршруты не заданы один раз и на весь период обучения ребенка, они очень подвижны и могут подстраиваться под нужды и потребности ребенка здесь и сейчас, в режиме «реального времени».

Для качественной реализации федеральной программы «Доступная среда» власти города выделяют достаточное финансирование образовательным организациям. Все школы – новостройки и школы после капитального ремонта полностью соответствуют жестким требованиям к организации безбарьерной среды.

В этом году Московский центр качества образования совместно с Городским психолого-педагогическим центром приступает к разработке и апробации серии контрольно-измерительных материалов, учитывающих психофизические особенности детей с ОВЗ и инвалидностью. Теперь, наравне со своими «обычными» сверстниками, «особые» дети смогут показывать свои успехи не только в социализации, но и в усвоении новых знаний, проходя независимый мониторинг. Это является очень важным этапом в обучении, развитии и взрослении таких детей. Ведь очень часто случалось так, что с особыми условиями прохождения аттестации, дети с ОВЗ и инвалидностью сталкивались уже на пунктах сдачи ЕГЭ и ГИА, что служило дополнительным стрессом в такой и не без этого волнительной ситуации. Теперь они имеют возможность постепенно подготовиться к прохождению государственной итоговой аттестации. Нововведения в оценке качества образования, позволят отслеживать результаты и достижения каждого «особого» ребенка в рамках той образовательной программы, по которой ведется обучение.

Нормативно-подушевое финансирование по принципу «деньги идут за учеником» позволяет московским школам обеспечить не только все необходимые специальные условия обучения и воспитания для разных категорий детей, но и качественно реализовать образовательную составляющую педагогического процесса. Ежегодно столичный Департамент образования, подводя итоги учебного года разрабатывает рейтинг школ, показывающих высокие образовательные результаты. «Рейтинг» становится хорошим «компасом» в поиске школы не только для родителя высокомотивированного ребёнка, но и для родителя ребёнка с ОВЗ и инвалидностью. В этом году впервые добавился очень важный критерий работы – эффективность работы с детьми-инвалидами. Этот параметр учитывается двумя способами. По новым правилам, каждый балл, которые получают дети-инвалиды на олимпиадах, ОГЭ, ЕГЭ и диагностике, умножается на индивидуальный коэффициент финансирования ученика - 2 или 3. Таким образом, любые успехи детей с ограниченными возможностями здоровья будут приносить школе больше баллов в общем рейтинге. Во-вторых, каждый ученик с инвалидностью вносит вклад и в мультипликативный коэффициент для школы: общее количество заработанных баллов образовательного учреждения также умножается на коэффициент, пропорциональный числу учеников-инвалидов, которые в нём обучаются. К примеру, в школе 10 детей-инвалидов (с коэффициентом финансирования 2) и один из них стал победителем регионального этапа. В итоге, за победителя школа получит не 3 балла, а 6 баллов, а суммарный балл школы умножится на 1,02».

Подобный подход не только оценивает работу с детьми-инвалидами, но и стимулирует, и даже заинтересовывает школы работать с такими детьми для достижения высоких образовательных результатов. Судите сами, в Москве есть уникальный пример, когда ребенок с первой группой инвалидности становился победителем Всероссийской олимпиады школьников.

Принятие новых нормативных документов, широкая общественная поддержка, позиция Департамента образования и столичных властей приводят к новым существенным и качественным изменениям в инклюзивном образовании.

С 1 сентября 2016 года в нашей стране вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Председатель Правительства Дмитрий Медведев обещал направить «на эту полезную историю» более 3 миллиардов рублей. Курс на инклюзию взят. Птенцы «СТРИЖей» с каждым годом взлетают всё выше и выше.

Мария Макаревская

Источник: Вечерняя Москва

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ