Архив:

Оазис тепла, радости и света

Еще Достоевский писал о том, что любить все человечество скопом легко, а вот конкретного человека рядом - очень трудно. Почему трудно, нам, взрослым людям, объяснять не надо. Потому что у человека, находящегося рядом, конкретные, мучающие нас, нашу совесть и сострадание - проблемы и недостатки. Еще тяжелей, когда рядом с нами оказываются дети с ДЦП. Дети, изуродованные несчастьем. Дети, которым улыбки и любовь каждого из нас нужны не меньше, а намного больше, чем здоровым ребятишкам. Ведь им приходится проживать каждый день в неудобном теле, проходя по улице сквозь взгляды прохожих - не замечающие, недоумевающие, ужасающиеся... Именно им, больше всего нуждающимся в этом, нашего внимания и любви достается намного меньше.

Именно поэтому разговор с Антониной Муренко, преподавателем школы-интерната № 152, что на улице Ватутина, был для меня особенно важен. Охарактеризована она была мне не просто как хороший педагог, который прекрасно справляется со своими обязанностями, а как человек, для которого жизнь вообще не делится на дом и работу. Ее работа - это и есть ее дом. Сюда, в свой кабинет, она несла и несет все: от набора ложек и чашек до ...телевизора. Да-да, купив телевизор, она привезла его не домой, а в свой кабинет на работу, чтобы ее детям, воспитанникам интерната, было в кабинете (комнате отдыха, кабинете профориентации и маленьком оздоровительном центре одновременно) хорошо. Так хорошо, как только может она для них сделать! Вы скажете, а что может сделать один человек? Как показала жизнь, если этот человек Антонина Михайловна Муренко, то очень и очень многое.
Рассказывает Ирина Трухнина, видеооператор и фотограф, руководитель фирмы «4х-студия».
- Знаете, для своих детей она готова на все. Для себя лично - не попросит даже о самом необходимом. Мы познакомились больше 10 лет назад, с тех пор я постоянно делаю для Антонины Михайловны видеосъемки праздников в школе. Наверное, сотрудники школы, в которую она все время что-то везла, договариваясь со спонсорами - компьютеры, цветочные горшки, канцелярские товары, игрушки, посуду, - считали, что у нее дом полная чаша. Ведь как рассуждают обычные люди: себе в первую очередь, а уж лишнее - можно отнести на работу! Так вот, дома у нее был старенький шкаф, железная кровать - и больше ничего! Только в этом году, понимая, что не за горами пенсия, она купила холодильник, сделала ремонт, купила мебель. Даже чайника электрического у нее не было, не говоря уже о телевизоре... Зато в кабинете для детей, которых она учила сервировать и готовить, стояли микроволновка, тостер, чайник, наборы чашек, сервизов. А в холодильнике всегда были ягоды, соленья, варенья, которые приносили родители, потому что видели, знали, что дети все это получат.
Знаете, ее кабинет - это такой школьный оазис. Вот сейчас в интернате делают зимний сад. Но ее кабинет был вот таким зимним садом уже многие годы, был тем местом в школе, которым хвастались перед всеми комиссиями и проверяющими, полностью созданным ее руками и только на ее личные средства и средства спонсоров. Как она их находила и находит, никто не понимает, но у нее всегда получается, если это нужно детям.
В ее кабинете спонсоры поставили пластиковые окна, это были первые пластиковые окна в школе. Она сама заплатила за то, чтобы в ее кабинете были вода и раковина, потому что так было удобнее для детей, которым она создавала в кабинете домашний уют и покой. Но ведь спонсоров она искала в свободное от работы время. А своих детей учила всему, что умела сама: парикмахерскому искусству, массажу, в том числе и суджок, писать стихи и сказки. Для лечения использовала соляную лампу, проводила сеансы ароматерапии (все оборудование для этих недешевых процедур куплено на свои деньги)...
Те же видеофильмы с записями праздников, которые дети просто до дыр засматривали у нее в кабинете, по сути дела, ведь тоже были учебным материалом! Увидев себя со стороны, дети начинали больше стараться выполнять замечания врачей и педагогов, начинали по-другому двигаться, выпрямлялись... Насколько я помню, это входит в учебный адаптационно-коммуникационный курс. Антонина Михайловна создала специальную учебную программу «Зеленый росток», состоящую из четырех разных модулей.
Конечно же, первое время мне было очень тяжело видеть, общаться, находиться среди таких детей. После посещений праздников, после их видеосъемок я просто болела. Сейчас привыкла, но это все равно очень тяжело. Простой пример. В этом году на съемку (времени совершенно не было) отправила другого оператора. Моя сотрудница пришла оттуда больная. У нее начали отниматься руки в прямом смысле слова - поднять не может! Я сказала: «Больше не пойдешь. Тебе не по силам».
Спрашиваю Антонину Михайловну:
- А вам по силам?
Она улыбается:
- Привыкла. Есть дети очень тяжелые, есть полегче, те, кому двигаться и говорить не тяжело. Есть очень умные дети, но двигаться им очень трудно. Стараюсь всех оздоровить, всем помочь приспособиться к жизни.
- А как они расстаются со школой?
- Плачут. Ведь в школе на них никто внимания не обращает, а на улице они комплексуют, стесняются. Устраиваются в жизни все тоже по-разному.
- А как?
- Вот мальчик с ДЦП из нашего интерната, Валентин Ломцев, сейчас ему уже 23 года, женился, работает на автостанции, живет хорошо.
- А можно сказать, что он чем-то отличался от других? Ведь его возможности были даже меньше, чем у детей с ДЦП, но имеющих семью?
- Наверное, характером. Он всегда был в хорошем настроении, всегда улыбался и смеялся. Над собой тоже постоянно подсмеивался. Он и сейчас такой. Он ко мне часто приезжает. А когда учился, все время у меня в кабинете проводил. Я научила его делать стрижки, готовить, у него хорошо это все получалось. Мы с ним вместе после школы ездили по училищам, выбирая то, в котором ему лучше учиться. Он выбрал авторемонтное.
Некоторые девочки пытаются вязать макраме на продажу, кто-то устраивается на работу, у кого-то не получается ничего. Сейчас у меня новая идея: выпустить с помощью спонсоров маленькие сборники произведений моих детей. Многие из них сочиняют стихи, рассказы, многие очень талантливы. Им нужно ощущать себя нужными, они не должны ощущать безысходность после выхода в жизнь!
Признаемся честно. Благотворительность, спонсорство, бескорыстная помощь на памяти едва ли не каждого из нас не один раз была дискредитирована и запачкана меркантильными интересами получателей помощи. Уверена, многие, даже желая и стремясь в душе помочь, порой, уже просто боятся столкнуться с обычным разочарованием, увидев привычную смесь алчности и лицемерия, едва прикрытую тонкой шкуркой интересов обездоленных. А вот с Антониной Михайловной спонсоры дружат. Приходят в гости, видят, как повседневно и обыденно используются их дары, радуются этому и с удовольствием общаются. Искренность и чистоту помыслов не скроешь. Любовь к людям и работе - тоже. В Библии написано: по плодам их узнаете... Плоды работы Антонины Михайловны: дружба, помощь, душевное тепло и свет, которые она дарит всем. Даже тот, кто, вроде бы прямо в этом не нуждаясь, хочет после встречи с ней сам посылать тепло, радость и свет!

Автор: Лариса Ракитянская
Источник: sibkray.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ