Архив:

Таблетки на весах. О системе ценообразования на ЖНВЛП

Существующая система ценообразования на препараты, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), подвергается постоянной критике.

Конечно, учитывать интересы и потребителей, и производителей лекарственных препаратов, и дистрибьюторов, и аптечных сетей одновременно - задача сложная. Но система оправдала себя. С одной стороны, в течение нескольких лет, начиная с 2010 года, когда была создана существующая система ценообразования - регистрация предельных отпускных цен производителя, цены на лекарства, подпадающие под госрегулирование, практически не увеличивались. По данным Росздравнадзора и независимым источникам, цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) в 2012-2013 годы в среднем росли на 2,3-3,4% при официальной годовой инфляции 6,6%. При этом полноценно работала рыночная система торговли - аптеки конкурировали между собой, предлагая вполне приемлемые цены.

С другой стороны, объем рынка в финансовом выражении неуклонно увеличивался. Если в 2012 году он составлял 919 млрд руб., то уже к концу 2014 года вырос до 1152 млрд руб. Существующая система госрегулирования цен являлась сбалансированной и выполняла возложенные на нее задачи в полном объеме. В настоящее время подготовлен ряд ее изменений и дополнений, которые должны усовершенствовать ее.

Наша система ценообразования, в общем, соответствует моделям многих европейских государств. При определении цены зарубежные регуляторы также принимают во внимание цены на аналогичный лекарственный препарат в других, как правило, граничащих с ними референтных странах. Обычным для большинства западноевропейских государств стало и определение ограничительных перечней лекарств или групп препаратов, подлежащих возмещению. Основным принципом является клинико-экономическая значимость препаратов, то есть во главу угла ставят соотношение стоимость - эффективность. Практика ограничительных перечней не только оставляет в системе наиболее эффективные препараты, но и позволяет в значительной степени экономить средства бюджетов.

Многие страны ЕС определяют уровень возмещения цены новых, как правило, более дорогостоящих препаратов так, чтобы ограничить возмещение только теми пациентами, которые получат наибольшую пользу от лечения. В Финляндии некоторые препараты, например, для лечения рассеянного склероза, болезни Альцгеймера и эректильных дисфункций, с начала 1999 года подлежат возмещению только в четко определенных ситуациях. В Италии некоторые медикаменты, в том числе бета-интерферон, гормон роста и препараты для лечения бесплодия, подлежат возмещению, только если врач посчитает, что лечение этими средствами жизненно необходимо. В Дании такие препараты требуют специального заявления от каждого пациента. В некоторых странах только больницы могут обеспечивать пациентов дорогостоящими препаратами. Хорошо бы и нам взять на вооружение положительный опыт европейских стран, создав систему, которая позволила бы оптимизировать затраты государства при закупках лекарств в рамках программ госгарантий.

Этим целям соответствует модель референтного ценообразования. Она предполагает ограничение цены возмещения путем распределения препаратов на группы по принципу взаимозаменяемости и установления общей возмещаемой цены на все лекарственные средства в группе. Референтная цена становится предельной верхней границей возмещения стоимости лекарства. В том случае, когда цена на препарат превышает фиксированную референтную цену, пациент должен покрывать разницу за свой счет.

Основные принципы референтного ценообразования на лекарственные препараты предполагается разработать в рамках реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года. Внедрение референтного ценообразования целесообразно осуществить одновременно с введением системы лекарственного страхования (возмещения).

Лекарственное страхование является основой для систем обеспечения лекарствами в большинстве развитых стран. Возмещение чаще всего рассчитывается как процент от стоимости медикамента. Такие основанные на процентной доле системы, а также системы, включающие сочетание компонентов фиксированного и основанного на проценте, часто имеют несколько различных категорий возмещения - в зависимости от эффективности препаратов и от того, насколько они незаменимы. Еще один возможный критерий - особая серьезность или хронический характер болезни. Чем более серьезным и хроническим является заболевание, тем больше возмещаемая доля расходов на лекарство.

Например, градуированная система возмещения была введена в Швеции в начале 1997 года, в Дании - в 2000 году. Здесь не возмещаются расходы тем пациентам, которые редко пользуются препаратами или используют их в небольших количествах. Возмещение направляется прежде всего тем, кто много тратит на лекарства. В градуированной системе возмещение начинается, когда расходы больного превысят определенную минимальную сумму; после этого не делается различия между препаратами по эффективности или необходимости.

Во многих странах Европы выделены специальные группы пациентов, чьи расходы на лекарства возмещаются в размере свыше обычных норм возмещения, или группы, для которых медикаменты полностью бесплатны. Обычно специальные нормы применимы к детям, пожилым людям или пенсионерам. Например, в Великобритании, Испании и Греции пожилые люди или пенсионеры полностью освобождены от оплаты лекарств, в Исландии доля оплаты для них меньше, чем для других возрастных групп. Люди с низким доходом составляют специальную категорию, например, в Великобритании, Португалии и Германии. Выплаты хроническим больным и инвалидам отличаются от льгот для остального населения в Бельгии, Великобритании, Испании, Ирландии, Исландии, Греции, Франции, Германии и Дании. Среди особых групп, которые принимаются во внимание, также беременные женщины, матери маленьких детей, вдовы и сироты. Так, в Австрии -18%, в Испании - 20%, в Ирландии - 38%, в Германии - 40% населения получают лекарства бесплатно. В Великобритании пациент не платит за препараты при 85% покупок.

В начале кризиса 2014-2015 годов были предложения отпустить цены на препараты и медицинские изделия низшей ценовой группы. Возможное исключение лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента из ценового регулирования неминуемо привело бы к росту цен на такие препараты. Кроме того, границы нижнего ценового сегмента в настоящее время не определены. Рост цен на них будет ограничен лишь уровнем цен, с которого начинается государственное регулирование. С учетом того, что основными потребителями препаратов нижнего ценового сегмента являются малоимущие слои населения, необходимо оценить социально-экономические последствия исключения этих препаратов из госрегулирования цен. Чтобы сохранить производство этих лекарств, в рамках программы господдержки производителей можно было бы оказывать адресную финансовую помощь, не допуская закрытия предприятий и возникновения дефицита дешевых лекарств в аптеках.

Иван Березкин

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ