Архив:

Как на Урале создают доступную среду для людей с ограниченными возможностями

В картинной галерее Магнитогорска презентовали гусеничный мобильный лестничный подъемник Т-09 ROBY. Устройство поможет людям с ограниченными возможностями преодолевать лестничные пролеты. Его стоимость составляет около 254 тыс. рублей, по данным администрации города.

В России по-прежнему действует программа «Доступная среда» — федеральный проект по изменению городской инфраструктуры с учетом нужд людей с ограниченными возможностями. Подъемник установили в рамках подпрограммы в Челябинской области. Около 37 млрд направлено на ее реализацию. К концу года федеральная часть программы должна завершиться.

– Приобретение подъемника стало для нас неожиданным и приятным событием, — рассказывает заведующая картинной галереей Ульяна Пустошинская. — Аппарат покупался не на наши средства, и мы участвовали только в выборе модели. Тем не менее, у нас теперь есть возможность принимать людей с ограничениями в передвижении. Собственно, мы уже завязываем партнерские отношения с организациями инвалидов. До сих пор в общем потоке посетителей доля маломобильных граждан была невелика и это в том числе связано с тем, что лестница для многих из них — серьезное препятствие.

Сотрудники музея отмечают, что подъемник оказался даже востребованнее, чем предполагалось: каждый день он поднимает по несколько человек.

– Мы понимаем, что для создания полноценной доступной среды в нашем учреждении одного подъемника недостаточно. Он — лишь первый шаг, — отметила собеседник РП. — На входной группе нужен пандус. Нужны таблички с объемным текстом, чтобы незрячие могли читать подписи к работам. Само собой, нужна яркая кнопка вызова и самое сложное — туалет, учитывающий особенности инвалидов. Все одномоментно сделать мы не можем, но в смету на следующий год я закладываю средства на работу в этом направлении.

Для успешной реализации программы «Доступная среда» необходимо перестроить весь облик города, чтобы инвалид мог беспрепятственно выйти из дома, без лишних усилий добраться туда, куда ему нужно и также спокойно вернуться обратно. Пока этого достигнуть не удалось.

– Я 17 лет в коляске и успел насмотреться на многое, — говорит инвалид Рустам Каримов. — Доступной средой начали заниматься только в последнее время, да и то, если сравнивать результаты этой деятельности с шагом человека, мы находимся на стадии наклона или намерения сделать этот шаг. Не в каждый магазин можно попасть, даже если там есть пандус, поскольку их часто делают «для галочки» и без учета норм. Из хорошего могу отметить недавно модернизированный перекресток на Грязнова. Там приятно находится даже. Отличные пандусы в торговых центрах «Лента» и «Гостиный двор». Что касается «картинки», то я не понимаю, зачем там этот подъемник, если до самой галереи нужно еще умудриться доехать.

– Нет в городе доступной среды. Просто нет, — еще эмоциональнее высказывается председатель Правобережного общества инвалидов Алексей Рогалин. — В большинстве случаев пандусы — пародия на то, что нужно. Раньше общественные организации инвалидов в обязательном порядке включались в перечень подписантов, когда принимали новые объекты. Если вновь построенное здание не соответствует стандартам, мы могли не ставить свою подпись под актом приемки и владелец здания был вынужден исправить недочеты. Теперь муниципалитеты самостоятельно решают: включать нас в число тех, кто принимает новые объекты, или нет. Наши власти рассудили, что этого делать не стоит, хотя и обязали строителей оборудовать все новые здания пандусами. В итоге добрая половина из них непригодна для использования или даже опасна. Такой подход позволяет чиновникам красиво отчитываться, не обговаривая реальную пользу тех или иных мер.

В управлении социальной защиты населения администрации Магнитогорска «Русской планете» сообщили, что знают о проблеме и намерены ее решать, но как именно — не пояснили. В качестве положительных примеров чиновники привели недавно построенный пандус у здания Дома творчества, пандус в детской поликлинике № 2, откосы на входных группах всех магазинов сети «Магнит».

Еще одна проблема — это организация беспроблемного передвижения инвалидов по городу. Чтобы привлечь внимание магнитогорцев к данному вопросу, недавно общество инвалидов провело акцию «Ощути, чтобы понять». На участке от улицы Газеты Правды до Карла Маркса, 109 любой желающий мог сесть в инвалидную коляску и проехать столько, сколько сможет. Смогли немногие. Резонанс вызвала не сама акция, а то, как отреагировали на нее приглашенные гости из органов власти — никто из них не пришел. Шум, поднятый в связи с этим в СМИ, заставил администрацию пристальнее посмотреть на проблему. Итог: уже в октябре дорожные пандусы и откосы появятся по всей длине заявленного в акции участка.

– Ситуация сдвигается в нужную сторону, — поспешила подчеркнуть главный специалист управления социальной защиты населения Вера Солопаева. — Возле крупных зданий появляются парковки для инвалидов, и ГИБДД наказывает тех, кто незаконно занимает эти парковочные места. Вот на днях ко мне обращался мужчина, машину которого эвакуировали с парковки, так как на его машине не было специального знака, что за рулем инвалид. Такие парковки есть и возле торговых центров, и возле здания администрации, и рядом с медучреждениями. Что касается откосов на дорогах у пешеходных дорожек, то ими мы тоже занимаемся. Все отремонтированные перекрестки, например, уже оснащены так, как положено. Есть планы и по другим улицам.

Самое сложное, по мнению Веры Солопаевой, приобрести низкопольные автобусы.

– Что касается инвалидов, то транспортная проблема действительно очень острая. Низкопольный транспорт слишком дорог и город на собственные средства приобрести его не сможет. Например, специализированный трамвай в среднем стоит около 40 млн рублей, автобус можно приобрести за 6–7 млн. Ясно, что одним трамваем или автобусом не обойтись. Поэтому мы уже подали заявку в область. Отреагирует ли Челябинск на нашу просьбу, будет известно уже в следующем году, когда сверстается бюджет региона. Соответственно, если закупки спецтранспорта и будут, то не раньше следующего года — пояснила РП начальник отдела инженерного обеспечения города Ольга Обухова.

После акции «Ощути, чтобы понять» состоялся координационный совет под председательством замглавы города Вадима Чуприна. На нем решили создать рабочие группы по конкретным проектам, куда войдут как чиновники, так и представители общественных организаций инвалидов. Сначала приведут к стандартам «Доступной среды» по нескольку объектов в каждом районе. Сейчас власти составляют список таких объектов. Кроме того, управление социальной защиты населения вплотную занялось созданием полноценной целевой программы, где будут прописаны конкретные шаги по организации комфортных условий для жизни инвалидов. Пока подробности программы не разглашаются, но известно, что она будет рассчитана до 2020 года, то есть продолжит работать и после завершения срока действия федеральной программы.

Владимир Бартков

Источник: Русская Планета

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ