Архив:

Достучаться до сердец

То, что трудоустройство для инвалидов – проблема № 1, хорошо известно им самим, но мало кого еще это волнует. А ведь прежде чем искать работу, надо получить образование. И здесь, несмотря на многочисленные пробелы, можно сказать: лед тронулся!

Детсад для гениев

Среди аутистов встречаются великие математики, композиторы, писатели – но первой ступенькой для любого ребенка должен стать детский садик – и, как выяснилось, не так­-то просто их родителям найти подходящую лесенку.

Одна из мам, воспитывающая ребенка с атипичным аутизмом, поделилась своими мыслями:

– В нашем городе, как и во многих провинциях, далеки от умения работать с детьми­-аутистами, причем не классическими аутистами, а с умственной отсталостью и аутистическими чертами. Программы к ним подбирают для детей с умственной отсталостью, не учитывая их аутистические черты. Таким детям нужны эмоциональные разгрузки, индивидуальный подход, возможно, больше внимания, чем детям только с умственной отсталостью. На обучение наших воспитателей не посылают – они и не представляют, кто такие дети с атипичным аутизмом и как с ними работать. А таких детей, к сожалению, с каждым годом все больше. У нас для особых детей только один детский сад, но для наполняемости туда набирают ребят с легкими нарушениями, которые могли бы посещать обычный сад с индивидуальной программой. В итоге многие родители, воспитывающие детей­-инвалидов, вынуждены сидеть с ними дома. А это очень печально, так как ребенок не получает должной социализации, время идет, а он растет, как дикий зверек… Нас тоже хотели исключить из коррекционного сада – но мы свое право отстояли. Теперь нам предстоит пойти в первый класс коррекционной школы­-интерната №1, но насколько мне известно, ситуация там та же… Поэтому с содроганием сердца готовимся и очень надеемся, что будем ходить.

Помимо обучения, необходима и оздоровительная программа, в нашем городе особые дети могут посещать Центр реабилитации «Здоровье» – там есть логопед, дефектолог, массажист, ЛФК и другие специалисты, работает и детский сад. Родители очень хорошо отзываются об этой организации, но узнают о центре почему­-то случайно. Кроме процедур, там есть группа дневного пребывания, ее могут посещать дети, не способные передвигаться самостоятельно, – чтобы поиграть и пообщаться. Дети­-аутисты приходят в центр на процедуры и занятия с педагогом, правда, занимаются один, максимум два раза в год – и приходится еще ждать своей очереди.

Вычитать и умножать, малышей не обижать

Многие из тех, кого принято называть «особыми детками», имеют интеллект выше среднего, но мало кому интересно этот интеллект открывать. Детей с тяжелыми заболеваниями не очень хотят обу­чать. Однако, поговорив с несколькими родителями, мы выяснили, что главное – желание и настойчивость.

Не все родители считают, что их ребенок нуждается в коррекционном образовательном учреждении, многие хотят обучаться в обычной школе вместе с другими детьми, например, если у ребенка только нарушение опорно­-двигательного аппарата и нет отклонений в развитии. Кроме того, гораздо удобнее посещать школу в своем районе. Родители идут на это вопреки предупреждениям о жестокости здоровых детей и возможных проблемах. Некоторые из них готовы сидеть на уроках со своими детьми. Но поскольку в Рыбинске только две общеобразовательные школы приспособлены для особых детей, семьям, живущим в других районах, приходится соглашаться на домашнее обучение. А для некоторых это единственный путь для получения образования. Правда, при домашнем обучении возможно посещение школы во время линеек или праздников. И все­-таки дети мечтают учиться именно в школе.

Об альтернативном общении с неговорящими детьми в нашем городе пока известно мало. Суть его заключается в том, что ребенок может изучать алфавит и показывать ответы на вопросы с помощью «доски выбора», на которой разложены карточки с вариантами ответов. На форумах родители, которые освоили этот метод, делятся опытом и просто счастливы, когда устанавливается контакт с малышом, – это удобно в первую очередь в бытовом плане. Ребенок начинает выражать себя, свои желания – для него это очень важно. Второй этап общения – печатание на клавиатуре методом «рука в руке». Альтернативное общение – отличный шанс получить образование, но с помощью этого метода в нашей стране обучаются пока несколько детишек.

Получение высшего образования происходит в основном дистанционно – такое сейчас возможно, но, конечно, исключает общение. Примеры обучения инвалидов­-колясочников непосредственно в вузах немногочисленны – в основном, это происходит в сопровождении родителей, и это всегда подвиг. Как рассказали нам в общественной организации «Нежность», их дети обучались в профессиональном училище № 4, получали профессии оператора вязально­швейного оборудования и обувщика по ремонту обуви. Но работу удается найти далеко не всем, разве что людям, чья инвалидность не бросается в глаза и не мешает работе – и это уже тема для отдельного разговора.

Все сбывается на свете, если очень захотеть

И малышам, и детям более старшего возраста необходимо полноценное общение, у них тоже должны быть хобби, интересные поездки – и здесь все зависит от энтузиазма родителей. Именно благодаря ему в нашем городе существует несколько общественных организаций, участвующих в судьбе «особых детей». Одна из них – Ярославская региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру»: количеству мероприятий, которые проводят состоящие в ней родители, можно только позавидовать. Мастер­-классы, посещение бассейна, цирка, совместные праздники, конкурсы, а теперь еще и турслет в «Лесном роднике». Светлана Николаевна Прохорова из общественной организации «Нежность» давно организует экскурсии и поездки, которые надолго остаются в памяти детей, вынужденных большую часть времени сидеть дома. Также Светлана Николаевна не первый год пытается устроить проведение досуговых мероприятий в ДК «Вымпел», и хотя помещение предоставляется бесплатно, дело никак не сдвинется с мертвой точки.

О чем мечтают родители? Хотелось бы побольше общения особых детей со здоровыми, чтобы они с детства привыкали друг к другу. Чтобы обычные дети понимали, что инвалид­ — это прежде всего человек, с ним тоже можно общаться. Да, ему в чем­-то требуется помощь, но видеть в нем надо прежде всего личность. Мечтают родители и о реабилитационном центре – с бассейном, иппотерапией, разнообразными специалистами, школой и с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Хотелось бы, чтобы к программе «Доступная среда» отношение было не только формальное, которое ограничивается наличием пандуса, но и человеческое – пандус должен быть действительно доступным.

Как видите, вопросов и проблем много, и мы только попытались обратить на них внимание наших читателей. Каждая проблема требует отдельного разговора – и мы будем продолжать освещать эти вопросы. Не без вашей, читатели, помощи, конечно.

Справка

По данным Минздрава, число детей-инвалидов в России, от новорожденных до подростков 17 лет, на протяжении последних четырех лет увеличивается с каждым годом. В 2009 и 2010 годах их число оставалось практически без изменений — 495,37 и 495,33 тысячи соответственно. В последующие годы статистика показывает ежегодный рост:

2011 год – 505,2 тысячи,

2012 год – 510,9 тысячи,

2013 год – 521,6 тысячи,

2014 год – 540,8 тысячи.

В Рыбинске проживают и изо всех сил пытаются адаптироваться в обществе 383 ребенка-инвалида.

Мария Медведева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ