Архив:

Дом для особенных людей

На углу здания Щорса, 2б, синяя вывеска «Жилремэксплуатация», под ней распахнутая дверь и недавно залитый бетонный пандус. Сюда в начале лета переехала школа моделей с инвалидностью «Особая мода». Переезд планировался давно: директор Ирина Дорохова около года искала помещение для занятий.

Ремонт

Это здание подарили школе городские власти. Часть помещения была в хорошем состоянии, часть погребена под мусорными завалами.

— Тут сверху топило, вонь была ужасная, до сих пор проветриваем, — рассказывает Ирина.

Все окна открыты, в солнечном свете кружат частицы пыли. Уже третий месяц здесь идет ремонт. Недавно силами учеников и волонтеров разобрали одну из стен, чтобы сделать холл для дефиле и хореографии.

Раньше занимались в арендованном помещении. Одно занятие попробовали провести здесь.

— Оказалось, что рановато, — говорит Ирина. — Во-первых, пока даже воздух плохой… Ведь многие ребята с инвалидностью еще и аллергики. Во-вторых, надо хотя бы один зал сделать полностью, чтобы он был более-менее доступный. К тому же тогда у нас еще не было пандуса. Депутат Соломатина выделила деньги на него, мы уложились ровно, пока это черновой пандус, потом планируем доделать.

Ремонт делают всем миром.

— Недавно молодой человек приехал, говорит: «У меня есть пять тысяч, чем вам помочь?» Нам нужен был унитаз, но тут же пришла девочка, сказала, что у нее есть унитаз. Если его привезут, то мы купим на эти деньги строительную смесь.

— Когда планируете завершить ремонт?

Ирина смеется:

— Это зависит от того, насколько люди будут благосклонны. Самое основное, что нам нужно сделать, — это комната для занятий. На нее сейчас нет ни одного кусочка материала: на полу должна быть стяжка, на стенах — гипсокартон и обои. Это самый минимум.

Половина комнаты выглядит прилично: на полу линолеум, стены светлые и чистые. Другая половина вообще не имеет пола, торчат голые ржавые трубы.

Дверь школы распахнута, в комнату входит мужчина с унитазом в руках. Все сразу собираются вокруг него.

— Живой он? — спрашивает Ирина?

— Да, у него только болтов для бочка нет.

— Это уж мы купим, это уже не унитаз покупать.

Пока все толпятся вокруг санфаянсового пополнения, мужчина деловито расспрашивает Ирину:

— Как стяжка называется? Ты можешь мне написать на листочке? Получается 150 рублей мешок?

— Да. Она новосибирская. Мы брали другую, но эта по цене бюджетная и хорошего качества.

— Доставка у них бесплатная, грузчики, думаю, есть. Какой день выбирать?

— Лучше воскресенье. А, еще клей запишите, — вспоминает Ирина. — Плитки кафельные крепить на пол.

— А его сколько по объему?

— Восемь мешков.

Они прощаются, Ирина улыбается и пожимает плечами: «Ну, как-то так».

— А кто это? — спрашиваю.

— Увидел телефон, говорит, и пришел. Иногда приходят добровольцы, готовые делать ремонт. Но сейчас нечего делать, материалов нет. Что могли, мы уже сделали. Мусор разобрали, помыть более-менее помыли. Привезут стяжку, будем пол заливать.

Как все начиналось

Впервые об «Особой моде» услышали в 2011 году, тогда это был конкурс дизайнеров.

— Идея конкурса не моя. Зачинщиком всего была Германия, потом Москва. Когда я задумала это, моделей найти было несложно. Я позвонила всем ребятам, которых знала, и позвала их. Потом обзвонила все ателье и фабрики города, которые занимаются одеждой, аксессуарами, обувью. Пришли семь дизайнеров. А моделей было 25. У каждого оказалось несколько моделей, некоторое время мы готовились и репетировали. Кто-то выступал несколько раз, другие нет. К примеру, не все дизайнеры были готовы шить для людей с ампутированными конечностями.

В целом все прошло достойно, но говорить, что это был настоящий конкурс, нельзя. Скорее, это был праздник для инвалидов. Но когда смотришь Fashion-TV, совсем иное ощущение. Я просмотрела фотографии с конкурса и поняла, что не хватает хорошего дефиле. Тогда и появилась идея со школой, — рассказывает Ирина.

— Это долгоиграющий, серьезный и затратный проект. За счет чего существует «Особая мода»?

— Сейчас на школу во многом работает имидж. Люди знают, что мы не глупостями занимаемся, и охотно с нами сотрудничают. Изначально, конечно, шли мои собственные средства. Я получала пенсию и оплачивала аренду. Педагоги первую школу отзанимались у нас бесплатно. Это был экспромт. Я предложила попробовать, и мы попробовали.

Теперь облдепартамент семьи регулярно выделяет деньги на зарплату педагогам. Если говорить об аренде, то нам тоже помогала оплачивать Соломатина. К тому же, что скрывать, школа существует за счет грантов, а сам конкурс дизайнеров за счет госпрограммы «Доступная среда». Как это получается? Мы приглашаем людей, показываем им, чем мы занимаемся, и они говорят: «Да, это достойный проект, чтобы в него вкладываться». Когда делаешь что-то хорошее, всегда можно найти людей, которые захотят помочь, — говорит Ирина.

Дом «Особой моды»

Модели в школе занимаются бесплатно. Каждый год набирают две группы по 10-15 человек. В целом у «Особой моды» около 250 выпускников. Раньше сюда приходили только взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья, потом стали принимать детей, потом появилось еще одно нововведение — 10 % учеников здоровые. Ирина считает, что подобное включение здоровых в мир инвалидов и инвалидов в мир здоровых помогает людям избавляться от страха друг перед другом.

— Многие приходят к нам за общением. Даже выпускники школы возвращаются, и мы спрашиваем их, зачем они приходят. Это общение, это переоценка ценностей, это новые курсы, новые предметы, новые педагоги. Сначала школа длилась три месяца, сейчас восемь месяцев.

— Чему обучают здесь кроме дефиле и хореографии?

— Изначально это всегда психология. Мало кто готов сразу выйти на сцену. У меня же комплексы, у меня же не все в порядке, я не могу просто взять и выйти, верно? Психолог помогает раскрыть потенциал. У нас преподают фото- и видеосъемку. Преподаватель дает возможность ребятам пользоваться своей аппаратурой. Сначала он учит позировать на камеру, потом говорит: «А давайте теперь смонтируем и посмотрим!» Конечно, это увлекает.

Мы ввели новые направления. Теперь в бассейне будут проходить занятия аквааэробикой. Появилась иппотерапия, мы ездим на конюшню, тесно общаемся с животными.

А когда закончим ремонт, сделаем кабинет для ручной работы. Многие наши ребята занимаются декоративно-прикладными искусствами.

Помимо этого, мы хотим устроить здесь некую жилую зону. Чтобы был доступный туалет, нормальная душевая кабина, доступная кухня с плитой и микроволновкой, чтобы стоял диван, где можно поспать

— Зачем это нужно?

— В конкурсе «Особая мода» участвуют люди из разных городов. Когда дизайнеры не могут приехать сами, они присылают свои коллекции. Но по поводу моделей у нас всегда стоял вопрос. Единственное общежитие, которое нам безвозмездно давало пожить, — это ТГАСУ, у них есть подъемник, поэтому там останавливались две девушки на колясках. Это девушки из области, не из Томска. Теперь мы планируем, если у кого-то будет желание приехать, они смогут остановиться здесь.

— Это намного больше, чем школа моделей.

— Абсолютно. Это дом «Особой моды».

«У нас три девочки с новым проектом»

В этом доме есть еще одна комната, назначение которой пока остается загадкой. Здесь стоят полки и вешалки с одеждой, у гладильной доски вещами занимается румяная веселая женщина.

— Для чего это место?

— Это благотворительный центр сбора вещей, — говорит Ирина.

Этот центр создали Елена, Ирина и Светлана. Проект назвали «Авантаж». Сейчас здесь собирают вещи, чтобы потом централизовано отдавать в город и в районы области.

— Есть много малообеспеченных семей, особенно в районах. Дети донашивают вещи друг за другом. Это накладывает отпечаток на мировоззрение. Либо ты покупаешь новую вещь, либо тебе сестра отдает свою юбку. А ты каждый день на ней ее видела и тебе еще пять лет в ней ходить, — объясняет Ирина.

— Сейчас многие люди покупают вещи через Интернет, — говорит Елена. — Получил ты ее — не подошла, лежит. Многие приходят в магазин, собирают с полок, что понравилось, а подходит не все. Другие просто носят аккуратно, хочется купить что-то новое, либо детская одежда остается.

Куда отдавать все это? Есть организации, которые собирают одежду для лиц без определенного места жительства, но туда принимают определенные вещи, им не принесешь свои туфли на каблуках. Есть детские дома, которые тоже не все берут.

Мы принимаем любые вещи, сортируем их, большую часть отправляем в благотворительные организации города и области.

— А остальное куда?

— Остальное остается в нашем центре. Сюда будут приходить люди с инвалидностью, многодетные, малообеспеченные. Они смогут одеться здесь.

— Конечно, мы будем следить за тем, чтобы вещи попадали в нужные руки, — уточняет Ирина. — Будет определенный порядок выдачи. Плюс наличие документов, которые подтвердят, что ты действительно нуждаешься.

Пункт сбора вещей уже начал свою работу. Здесь принимают одежду, обувь и аксессуары. Вещи должны быть чистыми и целыми. Чулочно-носочные изделия и нижнее белье принимают при условии, что они новые.

— К нам часто приходят мамы с детьми. Поэтому от игрушек мы тоже не отказываемся. Хорошая игрушка стоит немало, человек лучше на эти деньги купит молоко и хлеб, — говорит Елена. — В последующем мы планируем расширяться. Сейчас пространство не позволяет нам принять в дар, например, рояль и потом переподарить. Но в будущем…

Пока пространство действительно не позволяет размахнуться, весь проект умещается в одной комнате. Комната не так давно отремонтирована, силами этих трех девушек в том числе.

— Что привело вас всех в это место?

— Я вот дома в декрете сижу, — рассказывает Светлана. — Мне сказали, что детского садика нет и не будет. На работу я выйти не могу, а здесь я нужна. Иногда и ребенка привожу сюда.

В комнате лежат детские игрушки, на табурете уместился яркий пластмассовый трактор. Сейчас с ним играет сын Ирины, он тоже частенько появляется здесь. Дети даже успели внести свою лепту в ремонт.

— Стоило только отвлечься, — говорит Светлана, — и самый маленький внизу стену покрасил. Взял белый валик и мазанул по зеленому. Старшие сверху подкрасили. Надо будет потом исправить.

— Не надо, — возражает Елена. — Это уже комната с историей. А так, что нам рассказывать? Что у нас были творческие строители?

Три девушки смеются. Пока на полках «Авантаж» не так много вещей, а дому «Особой моды» еще предстоит ремонт. Но за их плечами уже есть успешный социальный проект, который работает не один год. Девушки считают, что главное — быть открытым для сотрудничества. А люди, готовые к социальному служению, всегда притянутся.

Как помочь проекту «Авантаж»?

Вы можете отдать ненужные вам одежду, обувь, сумки, посуду, технику в исправном состоянии, предметы мебели и интерьера, игрушки, постельное белье и текстиль, канцелярские и хозяйственные товары, спортивный инвентарь, зоотовары и новую косметику, парфюмерию и бытовую химию.

Центр приема находится по адресу:

Томск, улица Щорса, 2б.

Дополнительная информация по телефонам:

8-960-977-4429 и 8-909-549-4303

Режим работы в августе:

понедельник — воскресенье с 12:00 до 16:00

Группа в соцсетях vk.com/avantagebutik.

5a563ddc8f2c4205099dace8f7c41d94.jpg

09f40e95c8b002049cb81cfb11eea99b.jpg

7a36c52787ceeda13c280cee84a8d11f.jpg

3b2fe64846e398a5ec6a5d4b44ba51eb.jpg

ea2aeb6bb7a5a7bd4a0b9c56375acc1b.jpg

Екатерина Погудина

Источник: Новости в Томске

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ