Архив:

Жизнь без преград

За первую половину года, провозглашенного в Москве Годом равных возможностей, городским структурам удалось сделать немало по созданию в столице безбарьерной среды. Мэр Юрий Лужков поставил задачу в течение ближайших 2-3 лет полностью обеспечить маломобильных граждан условиями для беспрепятственного передвижения по городу. Уже к концу 2009 года приспособлениями для инвалидов планируется обеспечить все объекты дорожной сети, которые капитально ремонтируются. Кроме того, столичный стройкомплекс намерен восполнить дефицит квартир, спроектированных для нужд инвалидов-колясочников, а также приступить к строительству первых специализированных спорткомплекса и детского сада.

НАЧИНАЯ с этого года, ни один проект, ни одно здание в городе не принимается без учета потребностей инвалидов. «К сожалению, мы поздно повернулись лицом к этой серьезнейшей проблеме, и мы в большом долгу перед инвалидами. Поэтому сейчас все городские сооружения проектируем и строим с учетом их посещения людьми с ограниченными физическими возможностями», - говорит глава стройкомплекса Владимир Ресин.
За соблюдением этих нормативов строго следит Мосгосстройнадзор: в комитете создана специальная группа экспертов из 26 человек, которая занимается проверкой объектов на всех стадиях строительства - от проектирования до ввода в эксплуатацию. Инспекция строек - а сейчас в Москве в разной стадии готовности находятся 3280 сооружений - проводится совместно с представителями департамента социальной защиты и городского общества инвалидов.
В идеале столичные новостройки должны быть приспособлены и для плоховидящих, и для плохослышащих, и для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Однако, случается, что предусмотренные нормативами мероприятия не всегда выполняются в полном объеме. Чаще всего застройщики забывают о рельефных напольных указателях, установке звуковых маячков на дверях и клавишей со шрифтом Брайля в лифтах. «В первую очередь, это связано с тем, что проектной документацией, разработанной ранее, до 2008 года, предусматривалось в основном только устройство пандусов и подъемников для инвалидов-колясочников, о других категориях инвалидов попросту забывали», - говорит глава Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко.
С января по май 2009 года контрольное ведомство выявило нарушения на 102 практически готовых сооружениях. В результате на 93 объектах проектная документация была откорректирована, нарушения устранены. Наиболее оперативно и четко сработали собственники нового торгово-развлекательного центра «Метрополис» на Ленинградском шоссе, где отсутствие приспособлений для инвалидов жестко раскритиковал Юрий Лужков. «Теперь там выполнены все требования, которые заложены по нормам и даже более того», - говорит А.Зайко.
ОТДЕЛЬНАЯ важная задача - адаптация для нужд маломобильных граждан в типовых сериях жилых домов. Москомархитектура уже доработала проекты массовых серий СУ-155 и Главмосстроя, где современные инженерные решения позволят обеспечить доступ инвалидов в такие жилые дома без оборудования специальных подъемников и пандусов. Лифты в этих корпусах выведены на нулевую отметку с входом в подъезд, - поясняют специалисты. Однако в других популярных типовых сериях, таких как П-44Т и П3М, подобные мероприятия пока находятся в стадии разработки и смогут внедряться в практику не раньше 2010 года. Тем не менее, дома, которые были приняты в эксплуатацию по прежним проектным решениям, должны быть теперь обеспечены специальными подъемными платформами.
Однако, как выяснилось на недавнем заседании правительства Москвы, порядка 30% установленных в новостройках подъемников для инвалидов не работает, поскольку эксплуатирующие службы неохотно берут на себя обязательства по эксплуатации таких устройств. Еще сложнее обеспечить всеми необходимыми приспособлениями объекты старого жилого фонда. Как правило, пандусы в таких домах могут быть устанавлены только в процессе капремонта. А вот за переоборудование пятиэтажек специалисты советуют даже не браться: легче и дешевле - снести и построить заново.
В 2007-2009 гг. для нужд инвалидов-колясочников в Москве планировалось построить 364 квартиры. В 2007 г. в эксплуатацию было сдано 69 квартир, в 2008 - 78, а оставшееся жилье строители рассчитывали закончить в 2009 году. «К сожалению, из-за того, что пришлось несколько снижать количество возводимых домов, где предполагаются эти квартиры, в этом году сдадим 121 квартиру, а остальные - в 2010 - 2011 годах», - обещает Владимир Ресин.
НАЧИНАЯ с Года равных возможностей, специально для маломобильных граждан в Москве будет строиться не только жилье, но и социальные объекты. В частности, учебные заведения и спортивные комплексы. По словам руководителя департамента физической культуры и спорта Михаила Степанянца, проект комплексного ФОКа, который разработали специалисты Москомархитектуры, учитывает потребности для занятий спортом всех категорий инвалидов. На сегодняшний день завершается проектная часть работ по созданию специализированного ФОКа, который будет стандартным для всех округов. Уже в этом году возведение первого подобного объекта начнется в Южном административном округе на территории Коломенского проезда, а через 2-3 года специализированными спорткомплексами будут обеспечены все префектуры столицы.
Не менее важным и интересным является типовой проект детского сада, адаптированного для детей-инвалидов. «В нем для детей, передвигающихся на колясках, предусмотрены пандусы, для слабовидящих будет сделана яркая раскраска стен, а для слабослышащих - звуковые сигналы. К сожалению, в типовых проектах детских садов не предусмотрены лифты. Сделать это технически невозможно, но все остальное будет выполнено», - рассказывает глава стройкомплекса Владимир Ресин.
ТЕХНИЧЕСКИ невозможно оснастить лифтами и проекты старых станций метрополитена. Об этом рассказал журналистам начальник столичной подземки Дмитрий Гаев. Он отметил, что глубина таких станций составляет 40 и более метров, и для того, чтобы построить там подъемник для инвалидов, необходимо полностью поменять архитектуру на поверхности, в ряде случаев снести несколько зданий. «На это город пока пойти не может, но облегчение по метрополитену будет», - пообещал Д.Гаев. В частности, все новые станции метро планируется оснащать вертикальными лифтовыми подъемниками и специальными лифтами для инвалидов, которые будут сначала опускаться с земли до касс, а затем от касс до платформы. На станциях с небольшим пассажиропотоком и на участках мелких линий на смену эскалаторам могут прийти вертикальные лифтовые подъемники. Гаев обещает, что они будут удобны для всех категорий пассажиров и обойдутся дешевле самодвижущихся лестниц.
Что касается наземного городского транспорта, то до конца текущего года 40% эксплуатирующихся в Москве автобусов будут приспособленными для инвалидов.
В настоящее время все автобусы, которые закупает Мосгортранс, низкопольные, оборудованы двумя местами для инвалидов-колясочников. В них есть рельефные стикеры для слабовидящих и специальные информационные табло для глухих.Рельефные стикеры, которые находятся на уровне руки, содержат полезную для пассажиров информацию: например, по ним можно прочитать, как пользоваться турникетом и как обратиться к водителю. Кроме того, до конца года в Москве будет установлено 600 остановочных павильонов, отмеченных знаком «очки». На них укрепят специальный поручень для колясочников и специальный подъем в автобус. Юрий Лужков распорядился на всех остановках, где есть приспособления для инвалидов, разместить графики движения специальных автобусов.
Не останутся без внимания специалистов и объекты дорожно-транспортной инфраструктуры. По данным департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, в 2009 году для удобства передвижения инвалидов планируется оборудовать специальными съездами 284 объекта дорожного хозяйства. Всего же будет создано 7104 съезда, из которых 2342 - с применением модульных конструкций, остальные - с помощью тротуарной плитки. Для нужд лиц с ограниченными возможностями уже приспособлены 119 подземных переходов, два пешеходных моста оснащены лифтами.

Автор: Елена Егоршина
Источник: mp.stroi.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ