Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Как в Югре развивается инклюзивное образование

По статистическим данным внашем округе 6060 детей школьного возраста с различными нарушениями развития, в том числе 2262 ребенка-инвалида и 3798 детей с ограниченными возможностями здоровья. И наверняка каждый родитель, имеющий такого ребенка, мечтает, чтобы он жил полноценной жизнью, - ходил в хорошую школу, общался со сверстниками. 

Сегодня это становится все более реальным - число школ, в которых дети с ограниченными возможностями учатся вместе со своими обычными сверстниками, растёт с каждым годом. О том, как создается универсальная безбарьерная среда в Югре, читайте в нашем материале.

Школа должна уметь обучать всех

Об этом в своем недавнем интервью РИА Новости заявил заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов.

- Необучаемых детей не бывает. Мы должны гарантировать доступность и качество образования для всех без исключения, - отметил Вениамин Шаевич.

Наш округ наряду с другими регионами стал пилотной площадкой для отработки моделей инклюзивного образования. В 2014 году создана универсальная безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья в 40 общеобразовательных школах.Здесь наряду со здоровыми ребятами могут обучаться дети с двумя либо тремя видами нарушений. До конца 2015 года таких школ будет уже 66.

Одной из образцово-показательных в этом рядуможно назвать школу № 42 города Нижневартовска.

- То, что мы стали обучать деток с ограниченными возможностями,сложилось самособой, -признается директор школы №42 Галина Гасымова. -Мы не ставили перед собой такую цель, просто изначально не боялись принимать этих детей в школу.Потом стали приходитьих родители с радостными отзывами, что над детьми не смеются, а одноклассники даже наоборот – стараются помочь. Но скажу откровенно, с родителями здоровых детей все же приходится беседовать.

Чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, все педагоги школы, завучи, и сама Галина Гасымова прошли специальное обучение в Москве.

Сегодня в образовательном учреждении создаются условия для детей-колясочников: расширены двери в лифте и в туалете, оборудован домофон на случай, если кому-то понадобится помощь.

В этом году школа получила от округа оборудование для детей с нарушениями слуха, в прошлом году на окружные средства были закуплены ортопедические стулья для детей с ДЦП, которые надежно фиксируют ребенка, помогая ему принимать правильную позу. На эти же деньги закупили стол для инвалидов-колясочников и столы для рисования песком и светом, чтобы снять у ребенка напряжение и развить его коммуникативные навыки.

- Приятно, когда наши особенные выпускники находят свое место в жизни. В школе обучался мальчик с нарушением опорно-двигательного аппарата, который перенес множество тяжелых операций. Мальчик оказался гуманитарноодаренным и, окончив школу, поступил в МГУ. Еще двое наших выпускников с ОВЗ работают в банке, -рассказывает Галина Александровна.

Сегодня школа № 42 делится опытом с другими общеобразовательными учреждениями и является обучающей площадкой для школ и детских садов.

В целом модели, которые используются в школах Югры, различны - все зависит от того, какой вид нарушения развития характерен для ребенка. Школьник может быть инклюзирован полностью, то есть посещает все уроки обычного класса, но учится и работает по своейпрограмме. Он может инклюзироваться частично: какую-то часть предметов изучает наравне с другими детьми, а какую-то часть – также в школе, но по индивидуальной программе. Есть и вариант, когда ребенок часть предметов посещает в обычной школе, а часть - на домашнем обучении.

Антонина Урсу-Архипова, начальник управления общего образования Департамента образования ХМАО-Югры:

- Внедрение инклюзивного образования – процесс не быстрый, здесь главное, как в медицине, – не навредить.

Прежде всего, с особенными детьми должны уметь работать педагоги: владеть приемами и методами, необходимыми для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях необходимо ввести дополнительные штатные единицы. Прежде всего речь идет о тьюторах, то есть педагогах, которые будут сопровождать детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения.

Отмечу, что в 2014 году 120 руководителей, педагогов и специалистов общеобразовательных организаций из 22 муниципальных образований автономного округа прошли курсы повышения квалификации.

На сегодняшний день в Югреуже есть опыт, правда пока в рамках нескольких лет, который тем не менее позволяет сказать, что инклюзивное образование в округе складывается. Доступность условий реализуется в рамках двух программ:«Программа развития образования» и программа «Доступная среда».

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Источник: Ugra-News