Архив:

"Нас как не принимали, так и не принимают"

В прошлом году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, которая принята генассамблеей ООН и провозглашает равенство возможностей, доступность городской среды и другие замечательные понятия. На деле говорить о равенстве людей с ограниченными возможностями и людей среднестатистических не приходится.

Во-первых, инвалиды не могут самостоятельно себя обеспечить. В прошлом году из 780 тысяч петербургских инвалидов работу получили только 20 тысяч, хотя могут и хотят работать больше 100 тысяч человек.
- За последние годы ситуация практически не изменилась. Если раньше инвалиды сидели дома просто так, то теперь они сидят дома с красным дипломом: систему образования наладили, но работы все равно нет, - рассказывает главный редактор журнала «Русский инвалид» Геннадий Дягилев. - Нужно вернуть штрафы для работодателей, которые не могут взять инвалида на работу: тогда эти деньги пойдут тому, кто сможет трудоустроить человека с ограниченными возможностями. Эти средства понадобятся на обустройство его рабочего места.
Между тем безработный инвалид с учетом федеральных и местных выплат может рассчитывать максимум на 5 тысяч рублей. После достижения мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет - к вышеназванной сумме прибавляется пенсия по инвалидности, максимальный размер базовой части которой составляет для одинокого человека 3900 рублей. Даже с учетом льгот - бесплатного проезда в общественном транспорте для некоторых категорий инвалидов и 50-процентной скидки на оплату жилья - прожить на эти деньги сложно.
Вторую проблему - недоступности городской среды - решить еще сложнее. В самом тяжелом положении оказываются инвалиды-колясочники. Выйти из квартиры и посетить магазин для них равноценно подвигу. Только 5 процентов всех петербургских зданий, несмотря на городскую программу по их переустройству, приспособлены для людей в инвалидных колясках. При этом новые дома в нарушение законов строят так, что инвалид никогда не сможет ни зайти в них, ни выйти назад.
- Даже если где-то и появляется пандус, то это не значит, что им в действительности может воспользоваться инвалид. Делают неумело, под неправильным углом, без перил - просто для галочки, а не для людей, - сетует Геннадий Дягилев.
Петербургское правительство гордится тем, что закупает низкопольный транспорт. В прошлом году, по сведениям комитета по социальной политике, было приобретено около 300 таких машин. Однако войти в трамвай или автобус без посторонней помощи инвалид все равно не может: высота пола не согласуется с высотой тротуара. Метро и вокзалы в большинстве своем также не приспособлены для колясок. Для российского общества инвалиды как бы не существуют. Они учатся в отдельных школах и интернатах, не появляются в общественных местах, потому что не могут до них добраться.
Несмотря на недоступность транспорта и инфраструктуры, люди с ограниченными возможностями объединяются по спортивным интересам. Вот уже ряд лет в Петербурге существует несколько спортивных клубов для инвалидов. Это клуб по настольному теннису «СПб СКИТ», баскетбольный клуб «Баски», клуб танцев «Танец на колесах», клуб плавания, клуб фехтования на инвалидных колясках. Большинство из этих сообществ держатся на альтруизме, насколько им помогает город - вопрос спорный. Например, клуб по настольному теннису существует в городе почти десять лет. Сейчас здесь тренируются около двух десятков человек. Они занимают призовые места на чемпионатах России и Петербурга среди инвалидов, а вот в зарубежных первенствах питерские теннисисты никогда не участвовали.
- Надо заработать рейтинг, то есть ездить на международные турниры, а у нас для этого нет должного финансирования, - сказал президент клуба СПб СКИТ Давид Паравян.
Да что там финансирование, возникают трудности с площадками для тренировок, арендовать которые зачастую помогают спонсоры. Правда, недавно в Купчино построили Дворец спорта, предназначенный для инвалидов-колясочников. Спортсмены надеются, что им выделят место для тренировок, но город никаких гарантий не дает. Правда и другое - клуб «Танец на колесах», например, поддерживает спорткомитет. Чиновники выделяют им помещение для тренировок прямо у себя в здании на Миллионной, 22. Но добраться сюда - порой настоящий подвиг для ребят.
- Я живу в Красном Селе, и на дорогу до спортзала у меня уходит больше двух часов. Сначала добираюсь на автобусе, затем на метро, домой с тренировки возвращаюсь уже ближе к полуночи, каждый раз на дорогу трачу колоссальные усилия, - рассказывает Андрей Антонов.
В конце августа на Кубок континента по спортивным танцам на колясках в наш город приедет много зарубежных гостей с ограниченными возможностями. Любопытно, что организаторы, понимая всю трудность положения инвалидов, в помощь им нанимают группы волонтеров. - Нас как не принимали, так и не принимают. Вот уже около двадцати лет существует Всероссийское общество инвалидов. И что? Даже пандусы для колясочников, о которых так много говорили, на пальцах пересчитать можно, - пожаловалась инвалид Людмила Муравьева. В Петербурге из культурных объектов для свободного передвижения инвалидов оборудованы только Малый драматический театр, Театр на Литейном, Эрмитаж, Русский музей и Михайловский замок.

Комментарий

Игорь Михайлов, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге:
- Ограничение свободы перемещения для инвалидов-колясочников влечет за собой нарушение целого ряда фундаментальных прав человека. Если такие вопросы, как обеспечение продуктами, еще можно решить, воспользовавшись помощью социального работника, то все, что связано с выходом из дома и поездками по городу, превращается в неразрешимую проблему. Что уж говорить о досуге и отдыхе. Очень небольшое количество музеев и театров Петербурга имеют приспособления для людей с ограниченными возможностями.
В России проблема доступности окружающей среды для инвалидов стоит давно. Все дело в том, что законы, которые защищают права инвалидов, на практике не работают. А происходит это потому, что в них не прописаны механизмы контроля и степень ответственности нарушителей. Чтобы изменить ситуацию, нужно наладить диалог с бизнесом, которому принадлежит до 80 процентов зданий и инфраструктуры, чтобы они оборудовали их. Нужно также жестко подходить к приемке новых объектов и запрещать сдавать их без оборудования для людей с ограниченными возможностями. В мой адрес поступают многочисленные обращения от инвалидов и по другим поводам. Существуют сложности с расчетом федеральной льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Есть и другая проблема. Представители общественности, с которыми я встречался, утверждают, что существует некое устное распоряжение «сверху» о необходимости в условиях кризиса экономить бюджетные деньги, поэтому ранее установленные группы инвалидности снимаются или пересматриваются.

Справка

Ежемесячная федеральная денежная выплата для инвалидов:
III степень - 2162 рублей;
II степень - 1544 рублей;
I степень - 1236 рублей.
Инвалиды, не имеющие степени ограничения трудоспособности, получают 772 рублей.
Дети-инвалиды - 1483 рублей.
Инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица - 2965 рублей.
Региональная петербургская выплата
Ежемесячное пособие 3600 рублей в Петербурге получают инвалиды с детства I-II группы, а также с III-II степенью ограничения способности трудовой деятельности.
В Петербурге выплачивается ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в размере 3600 рублей до 7 лет, 2500 от 7 до 18 лет. В случае если оба родителя являются инвалидами, сумма увеличивается до 5000 рублей.

Авторы: Дария Орешкина, Софья Прокошева
Источник: baltinfo.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ