Архив:

Город свободных. Нижегородский архитектор о доступной среде

Нижегородцы часто ругают новую застройку. Но в каком-нибудь торговом или офисном центре, в отличие от старого здания поликлиники, есть та самая безбарьерная среда. Молодой нижегородский архитектор Мария Осмынина верит, что способна сделать наш город удобным и доступным для всех, в том числе для людей с инвалидностью.

Крутой пандус

- Мария, почему вас как архитектора заинтересовала тема создания безбарьерной городской среды?

- Сама с 3 лет хожу на протезе. Я очень заинтересована, чтобы город, где я живу, не ограничивал бы меня в движении. Кроме того, как архитектор я понимаю все проблемы существующей и строящейся безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

- И каковы же эти проблемы?

- Согласитесь, зимой у нас в городе из-за нерадивости коммунальных служб всем трудно передвигаться по улицам (смеётся). Но сейчас по всей России действует федеральная программа «Доступная среда». Согласно ей все строящиеся социально значимые объекты должны быть доступны для инвалидов по зрению, для колясочников, для людей с проблемами в опорно-двигательном аппарате. Но в нашем городе всё, что делается в рамках программы, носит не системный, а зачастую временный характер. Вот идёшь по городу и видишь: у построенного пандуса неправильный, слишком крутой уклон или слишком скользкое покрытие. В торговых центрах есть пандусы, но специализированные туалеты для инвалидов-колясочников там нередко закрыты. Про эти ужасные шпалы, прикреплённые к обычным лестницам, я вообще молчу. А по документам чиновников это тоже часть доступной среды для инвалидов.

- Хорошая инициатива вновь «спущена на тормозах»?

- В Нижнем Новгороде нет архитектурных бюро, студий дизайна, которые специализировались бы на проектировании безбарьерной среды. Сейчас на базе общественной организации культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов-опорников и колясочников «Инватур» планирую создать такую студию универсального дизайна. Кроме архитекторов и дизайнеров в ней будут работать эксперты-пользователи с разными формами инвалидности.

Именно эти люди должны принимать новые объекты, возможно, взаимодействовать со строительными организациями ещё на стадии разработки проекта. Это позволит избежать многих ошибок и неоправданных финансовых трат.

Сделайте мне красиво

- А сами застройщики, заказчики проектов новых зданий хотят, чтобы их объекты были доступны для инвалидов?

- Есть компании, которые при строительстве новых офисов, реконструкции старых делают их максимально доступными и удобными для инвалидов, но это, к сожалению, редкость. Проще сделать всё формально: есть пандус - пользуйтесь. На самом деле, можно провести ряд реорганизационных мероприятий и сделать уже существующую среду значительно доступнее для людей с инвалидностью. Например, перенести некоторые кабинеты в поликлиниках, в государственных учреждениях на первый этаж. Для меня порой и девять высоких ступенек - проблема.

- Могут ли элементы безбарьерной среды с точки зрения дизайна быть красивыми?

- Они могут хорошо вписаться в окружающую среду. Есть принципы универсального дизайна - он удобен не только для маломобильных групп населения, но и для пожилых людей, для временно ограниченных в движении, для мамочек с колясками. Ту же детскую коляску, тележку с продуктами или багаж люди в торговом центре с удовольствием провезут по пандусу - если он не напоминает американские горки.

Часто вижу: в городе нет понижений при переходе с тротуара на проезжую часть. Из-за этого, например, при выходе из метро на улице Горького нельзя нормально добраться до Большой Покровской. Это неудобно и инвалидам, и мамам с детскими колясками. А лишь безбарьерная городская среда делает многих свободными.

Жить прекрасно

- Возможно, тогда лоббировать создание безбарьерной городской среды должны не только инвалиды, но и все мы?

- Дискомфорт - не невозможность. Я как-то обсуждала тему безбарьерной среды со своими здоровыми друзьями. Они мне честно признались, что просто не видят на улицах инвалидов-колясочников, а значит - зачем формировать новую окружающую среду, переделывать под их нужды город? А люди зачастую не видят инвалидов на улицах, потому что тем просто из дома не выйти: пандуса нет, везде бордюры, низкопольный общественный транспорт есть, но, как показывает практика, ходит нечасто.

- Такие люди сами хотят вести социально активную жизнь?

- Вы знаете, я училась в специализированной школе-интернате. В нашем классе было 10 человек, но только у двух-трёх в дальнейшем по жизни всё сложилось хорошо. Большинство так и остались сидеть дома, в четырёх стенах. Конечно, кроме безбарьерной среды, желание быть социально активным у человека формирует семья, люди, которых встречаешь на жизненном пути.

Я всегда стремилась чувствовать себя свободной и ничем не ограниченной: сдала на водительские права, научилась плавать несколькими стилями, недавно прыгнула с парашютом. Для каждого архитектора важно, чтобы по его проекту было построено здание - моя мечта осуществилась!

Мир устроен так, что косые взгляды будут всегда - глаза людям не закроешь. В таких случаях я думаю: «Я вуз с красным дипломом закончила, успешно работаю, у меня много друзей. Зачем я внимание на чей-то взгляд косой обращать буду?» И иду дальше.

Злата Медушевская

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ