Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Несгибаемый. Карьера Алессандро Дзанарди

Этот человек покорил меня своим жизнелюбием, силой духа, несгибаемым характером, невероятным трудолюбием. Прочитав об Алессандро Дзанарди много материала, я решила рассказать вам о нем своими словами, как я все увидела и почувствовала, представив себе все то, что произошло с этим мужественным человеком. Я позволила себе некоторые литературные приемы, чтобы рассказать вам историю о гонщике не сухим языком Википедии и других источников, при этом полностью сохранив все биографические факты жизни спортсмена.

Солнечные лучи настойчиво пробиваются сквозь оконное стекло, беззаботно щебечут птицы, устроившись на ветвях высоких деревьев, за окном плывут легкие облака, ежеминутно принимая новые причудливые образы, и кажется, что ничего не изменилось, все как обычно. Все, как и прежде, если только не думать о том, что случилось, если бы не было такой боли в местах ампутации ног, если бы вокруг была не больничная палата.  Ах, если бы, если бы, если бы…

Алессандро лежал на больничной койке, лицо его было невероятно бледным, он потерял много крови, несколько дней находился в коме, его жизнь висела на волоске. И вот теперь, когда смерть отступила, нужно учиться жить дальше, жить таким, каким он стал после аварии. В голове возникали картины прошлого, такого далекого и безвозвратного.

Он рос непослушным и озорным ребенком, был невероятным проказником. Родителей волновала гиперактивность сына и его нежелание сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с отцом он часто смотрел гонки «Формулы-1» по телевизору. Однажды они даже вместе пытались соорудить собственный маленький карт из подручного материала, найденного в мастерской отца. Сандро хорошо помнит это время. Как это было давно, и как тогда было замечательно!

С 13 лет он начал серьезно заниматься картингом, ему это очень нравилось, теперь он понял, что спорт в его жизни займет главное место. А родители все еще считали его страсть мимолетным увлечением. Но судьба сама расставила все по своим местам, от нее не уйдешь. Постепенно стало очевидно, что у Сандро великолепные способности, и у него может быть большое будущее в мире спорта. Но семья Дзанарди не была состоятельной, да и ряд трагических событий настроил мать и отца против того, чтобы их сын выступал на серьезных соревнованиях. О том, чтобы он посвятил себя полностью автогонкам, не могло быть и речи! Но в конце 1987 года отец одного из друзей Сандро по картингу предложил ему поддержку для выступлений в автогонках – он готов был выступить в роли спонсора. Алессандро согласился вопреки мнению родителей.

На одном из крупных соревнований он, единственный в пелотоне, облепил свой карт наклейками шинной компании «4 Stars», не придавая этому смысл, просто понравились яркие картинки. В тот день Алессандро приехал на подиум. А после гонки босс этой самой шинной компании предложил ему контракт. Им был нужен тест-пилот для их новой продукции в высшем классе национального картингового чемпионата. В обмен они были готовы оплачивать гонщику технику и расходы на участие в соревнованиях.

«Я сам никогда всерьез не надеялся, что карьера моя пойдет дальше картинга. А родители даже никогда не рассматривали такую возможность, – рассказывал Дзанарди. – Картинг, в конце концов, был не слишком опасной игрой, но переход в Ф-3 был для них концом мечты о моей безопасности. Он разрушал тот защитный кокон, который они столько лет вокруг меня создавали» 

Победа Алекса Дзанарди на Oran Park Raceway в 1987 году

Воспоминания несут его по волнам памяти. Далекий 1991 год... С экранов телевизоров доносятся вести о распаде СССР, идет война в Персидском заливе, около Ливорно паром сталкивается с нефтяным танкером, и больше ста жертв погружают Италию в траур.

Алессандро Дзарти принимает участие в итальянской «Формуле-3», затем  дебютирует  в международном чемпионате «Формула-3000».  Он выигрывает дважды и становится вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991. Потом были две гонки в Формуле-1 за команду «Джордан», но он не набрал ни одного очка. Алессандро до сих пор помнит то жгучее чувство обиды, которое разлилось в груди, но винить, кроме себя, было некого. Он помнит и то, как в 1992 был тест-пилотом «Минарди» и принял участие в трех этапах, но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей – сошёл. В 1993 году Алессандро подписал контракт с командой «Лотус».

А в августе 1993 в Спа-Франкошам Алессандро впервые осознал, что автогонки – это большой риск, смерть прошла совсем рядом, только подмигнув ему. Во время практики в «Красной Воде» у его «Лотуса» на скорости в 289 км/ч отказала активная подвеска и машина врезалась в стену. Удар был страшным, мало кто в паддоке надеялся, что гонщик выживет. Но Дзанарди отделался сотрясением мозга и повреждением спинного нерва, на несколько дней парализовавшим левую руку. Хотя именно тогда ему впервые пришло в голову, что игра, возможно, не стоит свеч. Во второй гонке за британский коллектив Дзанарди завоевал свое первое очко на чемпионате мира. Но «Лотус» стал банкротом, и Сандро вне зависимости от своих желаний покинул чемпионат.

Алессандро Дзарти и Рене Арну

Странная вещь – память. Она хранит в себе все, и не отпускает ни на минуту. Алессандро вспоминает, что было много и радостного в его спортивной карьере. Он уезжает в Америку, где его окрестили на свой лад и стали называть просто Алекс. Для большого числа поклонников CART Алессандро Дзанарди был кумиром, как Михаэль Шумахер – для поклонников «Формулы-1». Кроме таланта, его обожали за то, что он был своим парнем, искренним и честным.

Этап серии CART в Лонг-Бич, 1998 год

Его дебют был успешным: стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в том сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата. Следующие два года он доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона Алекс по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Гэнасси.

Именно Дзанарди ввел моду на большое количество дыма после финиша, каждый раз прокручивая после победы «жука»

Он выигрывал гонки, стартуя с последнего места, срывал овации невероятными обгонами, ставил рекорды, выиграл в одну калитку два чемпионских титула. Самым близким и преданным другом  стал партнер по команде Джимми Вассер. Его Алессандро вспомнил с особым теплом. В Америке Алекс стал по-настоящему счастлив. Удача всегда была на его стороне. Он стал известен и богат, обрел семью. У них появился большой дом на берегу озера, в котором всегда было много друзей.

Алекс Дзанарди против Брайана Херты на трассе Лагуна-Сека в 1996 году. Невероятный обгон! 

Последний круг – Алекс Занарди делает маневр, который вошел в историю, как «The Pass». Позже такой обгон был запрещен в последующих гран-при 

Но через три года все резко изменилось. Алессандро даже не сразу понял, что именно, но смятение в его душе росло день ото дня. Он начал чувствовать, что устал от чужой страны, языка, стиля жизни и принял решение вернуться домой. Он оставил все и снова отправился туда, где были его  друзья и родные. Вернувшись в Европу, Алесанндро снова захотел попробовать себя в «Формуле-1». Ему поступило предложение от «Уильямс». Сандро получил сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии. Но все пошло не так, как предполагалось. Им были допущены досадные ошибки, да плюс ко всему болид «Уильямса» 1999 года, оснащенный двигателями «Супертек», был недостаточно быстр и ненадежен. Когда Дзанарди не набрал ни одного очка, с ним разорвали контракт. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика «Формулы-1».

Сандро пытался понять, почему у него не сложилось с «Формулой-1». Может быть дело в том, что к тому времени в «Формуле-1» уже вступала в силу эпоха менеджеров. Судьбы пилотов решались не на трассе, а в кулуарах, а он не умел, а может быть не хотел с выгодой обустраивать свои дела. Прямолинейный, честный, импульсивный, порой излишне доверчивый, он оказался в атмосфере интриг и многоходовых шахматных комбинаций этого аристократического клуба, став разменной пешкой в руках опытных игроков, и он начал совершать одну тактическую ошибку за другой. Сандро вспоминает это все снова и снова, стараясь как можно дальше отогнать мысли о самом страшном дне его жизни.

Память… она безжалостно несла его в тот злополучный черный  день. В 2001-м он решил вернуться в CART. Наверное, это все же судьба, от которой не уйдешь. Сандро отказывался от многих предложений, поступающих ему. Друзья и семья не понимали его. Но он объяснял это себе внезапно навалившейся хандрой и жуткой усталостью. И вдруг, неожиданно для многих, и главное для самого себя, Алессандро подписал роковой для себя контракт с новой конюшней, созданной его бывшим гоночным инженером Мо Нанном, команда которого еще была не готова бороться на высоком уровне.

15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце. Он помнит тот день до мельчайших подробностей. Солнце светило особенно отчаянно, а небо было пронзительно-синим. То насмешливое палящее солнце и сейчас стои́т у него перед глазами. Не было тревоги и волнения, а было только одно желание – победить! Алессандро уже успел поучаствовать во многих авточемпионатах, ему был знаком головокружительный вкус успеха и славы, и он решил снова и снова доказывать, что способен на очень многое. Ничто не предвещало беды. Уже за 13 кругов до финиша он стал безусловным лидером гонки,  в голове у него лихорадочно звенело: «Давай, ты сможешь!» За тринадцать кругов до финиша, лидировавший в гонке, Дзанарди остановился в боксах для смены резины.

«Ну вот, гонка выиграна. Теперь меня уже никто не остановит! Если бы я только знал, что случится несколькими секундами спустя»

Выезжая с пит-лэйна, Сандро слишком резко начал ускорение на холодных покрышках – машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Тальяни, входивший в поворот и мчавшийся со скоростью 320 км/ч. От удара легкий «Рейнар» буквально переломился пополам вместе с Дзанарди... Трибуны и комментаторы едва успели ахнуть. А дальше темнота… Алессандро провалился в холодную бездну. Больше он ничего не помнит…

Весь пелетон потом будет ломать головы, что же стало причиной этого трагического пируэта – гонщики сойдутся на том, что на асфальте оказалось масло, пролившееся из машины технической поддержки

Авария была настолько жуткой, что никто не ожидал, что Дзанарди выживет. Наверное, это было настоящее чудо, что он не погиб! Но от его обеих ног ниже коленей практически ничего не осталось – авария навсегда изуродовала Алессандро. В тяжелейшем состоянии вертолет доставил его в ближайшую больницу, вопрос жизни и смерти решали минуты и даже секунды. Вместе с умирающим гонщиком поехали его жена Даниэла и священник серии, который в дороге соборовал Алессандро, готовя его к смерти по церквному канону. Уже почти никто не сомневался, что выжить у него нет ни малейшего шанса.

В тот день его сердце останавливалось 7 раз, он потерял 75 % крови, в его теле оставалось меньше литра крови, сердце качало только плазму и воздух, в тот день он должен был умереть

Врачи боролись за его жизнь и выиграли эту труднейшую партию у смерти. Дзанарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. После них полтора месяца в больнице были потрачены на то, чтобы снова научиться делать простейшие вещи – например, дышать самостоятельно после отключения аппарата вентиляции легких. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

Сейчас к нему возвращаются воспоминания. Боль душевная смешалась с болью физической, и не понятно, как теперь с этим жить… «Неужели все потеряно навсегда, кто я теперь и кому я нужен?» – эти мысли не покидали Алессандро, они вихрем  проносились в голове, и избавиться от них хоть на мгновение не было никакой возможности.

В эти непростые дни его поддерживали друзья, близкие и просто люди, не знающие его лично, но услышав об ужасной трагедии, случившейся с ним, слали ему слова поддержки и утешения. А однажды на его имя  из далекой заснеженной России пришла бандероль, в ней находилась книга неизвестного ему автора Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в переводе на итальянский. Он открыл ее, начал читать и уже не мог оторваться. Повесть захватила его. Книга была о летчике Маресьеве, который, потеряв обе ноги, сумел вернуться в строй. И после прочтения Алессандро поверил в то, что и он сможет доказать всем и прежде всего себе, что списывать его еще рано!

«Если бы до аварии я спросил себя: Что я буду делать, если подобное случится? Ответ был бы: Покончил с жизнью. Но когда это произошло, мне пришлось повторить вопрос, и на этот раз серьезно. Серьезный ответ: жизнь – это прекрасная возможность, зачем от нее отказываться»

Специалисты пообещали изготовить такие протезы, на которых он сможет ходить без костылей. Размер ноги при их изготовлении был уменьшен с 44-го до 36-го. Цель Алессандро была снова начать водить машину. Он знал, что сможет, был уверен, ведь русский летчик смог! И тоже он сможет. Обязательно сможет! Начались  интенсивные тренировки. Сначала нужно было научиться обходиться без костылей, а потом – найти подходящую машину.

Прошло время. Сколько было приложено усилий, сколько  пролито пота, а может быть и слез – как знать – известно только самому Сандро, равно как и чего ему стоило снова встать в строй! Летом 2002 года упорство Дзанарди было вознаграждено – он начал уверенно ходить на протезах. Он с женой Даниэлой выбрался в Торонто на гонку серии CART – повидаться со старыми друзьями. Алекс был встречен как герой, а дирекция гонки даже попросила оказать им честь и сделать отмашку флагом на старт и финиш.

2002г. Алессандро готов вернуться в профессиональный автоспорт

У Алессандро оставалась одна заветная мечта. Мысли о ней не выходили из головы, он думал постоянно о том, что хочет вернуться на «Лаузитцринг» и все же доехать те 13 оставшихся кругов. И эта мечта воплотилась в реальность. В мае 2003 года CART вновь приехал на этот немецкий автодром, и к этому времени Алессандро понял, что может без проблем управлять картом, если ступни протезов жестко зафиксировать на педалях. Алессандро впервые сел в кокпит модифицированного болида  и после пары кругов понял, что для него ничего не изменилось. Нет страха, а тело помнит все движения. Символическое шоу на «Лаузитцринге» прошло восхитительно. Дзанарди вывел свой «Рейнар» на овал перед переполненными трибунами и наконец-то провел до конца свою незаконченную гонку.

13 кругов Алессандро Дзанарди по Лаузитцрингу

«Это было как воссоединение с любовью всей твоей жизни, которую у тебя внезапно отобрали на полтора года», – признается потом Дзанарди

Позже Алессандро предложили поучаствовать в европейской серии «Туринг» (ETCC), предоставив ему специальную машину с ручным управлением. Результаты пробных гонок 2003 года были впечатляющими настолько, что на следующий год  Дзанарди перешел в WTCC, выехал на трассу уже как боевой пилот и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии. А 2005-м перешел в мировую серию, где уже не просто участвовал, а выиграл гонку!

10 лет назад в Ошерслебене Алессандро Дзанарди впервые выиграл после чудовищной аварии, в которой он лишился ног

Он по-прежнему мечтал вернуться в «Формулу-1», пусть даже в качестве тестера. И, как известно, мечтам свойственно сбываться. Ему позвонили из «БМВ». И в 2006 году Дзанарди принял участие в показательных заездах команды «БМВ». Под него специально переделали рулевое управление болида, и он снова выехал на автодром, как и в старые добрые времена. Алессандро, без обеих ног, но все такой же неукротимый, быстрый, отважный, снова был за рулем одного из самых скоростных в мире автомобилей! 

У Алессандро появилась новая мечта – выступить на Паралимпийских играх. В качестве вида спорта он выбрал ручной велосипед, наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь. В 2009-м Дзанарди в классе ручных велосипедов выиграл марафон в Венеции, в 2010-м в Риме, в 2011-м одержал победу в Нью-Йорке. 5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх он завоевал золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года выиграл второе золото на дистанции в 64 км.

Он и сегодня в строю, этот итальянский Маресьев. Своим примером показывая, что нет ничего невозможного, а жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. И что не стоит сдаваться, а нужно идти вперед и только вперед, пусть даже вопреки!

Ежегодная гонка «24 часа Спа» 2015 год 

«Никогда не чувствовал себя несчастным, и думал о том, что могу сделать еще, а не о том, что потерял. Каждый день может дать вам что-то новое. После аварии мой образ жизни изменился. Никогда не считал, что моя жизнь стала драматичной, просто она стала другой»

Справка

  • Двукратный чемпион автогоночной серии CART (1997-1998)
  • Чемпион Italian Superturismo
  • Победитель гонок WTCC
  • В ноябре 2011 года Дзанарди одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов.
  • В 2012-м завоевал две золотые медали на Паралимпийских играх в Лондоне, а в 2013-м выиграл чемпионат мира по гонкам на велосипедах с ручным управлением.
  • Многократный победитель соревнований гонок на велосипедах с ручным приводом
  • Алессандро женат, у него любимая супруга Даниэла и сын Николо.
  • На итальянском телеканале Rai 3 ведёт актуальное ток-шоу «E se domani» («А если завтра»). Ток-шоу посвящено науке и технологиям будущего.

Источник: Sports.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ