Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Трудно ли быть на одной волне со всеми?

По словам руководителя регионального отделения Общероссийской общественной организации «Воспитатели России» в Сахалинской области Ларисы Корниенко, количество детей с ограниченными возможностями развития и инвалидностью неуклонно растет. На сегодня в области проживают свыше 1900 детей-инвалидов. Ежегодно неутешительный диагноз врачей получают свыше 200 маленьких сахалинцев и курильчан. В 2012 году на учет по ОВЗ поставили 267 детей, в 2013-м - 243 ребенка.

Не частные случаи

Лучше всего поставлена работа в островной столице. Для социализации необычных ребят из районов работают специализированный детский сад для инвалидов по зрению, три – для детей с нарушением речи. В детских дошкольных учреждениях 41 группу посещают ребята с проблемами в развитии речи, 2 группы ежедневно принимают детей с задержкой в развитии, 13 детей являются воспитанниками группы с нарушениями в интеллектуальном развитии, еще 10 – группы для слабослышащих. В материально-технической базе этих дошкольных учреждений имеются и специальное оборудование, и специальные развивающие игрушки. Поэтому ребята приходят в школу подготовленными.

Особым ученикам – особые учителя

Проблема с профессиональными педагогами, имеющими навыки для работы с детьми с ограниченными возможностями, в островной области стоит достаточно остро. Как рассказала министр образования Наталья Мурашова, основной приток кадров происходит за счет выпускников СахГУ и, с поправкой – реже, за счет выпускников материковских педагогических вузов. Кроме этого, специалистов для работы с особенными детьми готовит островной институт усовершенствования учителей. Благодаря этому, по словам министра, социализация особенных детей постепенно выходит за рамки островной столицы. Уже в этом году четыре специализированные группы откроются в Охинском и Смирныховском районах.

- На сегодня 10 процентов особенных детей получают компенсированное дошкольное образование, лишь 5 процентов вовлечены в инклюзивные учреждения, - рассказала собравшимся член Сахалинской общественной организации «Солнечный мир», организатор инклюзивного дошкольного образования Елена Максимова. - Несмотря на развитие инклюзии, социализация детей с усложненными диагнозами, такими, как синдром Дауна, аутизм и детский церебральный паралич по-прежнему недоступны детские сады и школы. Единственная в области группа для восьми воспитанников открыта в Южно-Сахалинске в 2012 году. Скоро выпускной. За три с половиной года, стараниями педагогов, ребята достигли главного - научились обходиться без посторонней помощи.

Социализация взрослых

О том, чем ради своего ребенка приходится жертвовать родителям особенных детей, рассказывать не надо. И без того понятно, времени на себя у них нет априори.

У члена Сахалинской общественной организации «Солнечный мир», мамы необычного ребенка Анастасии Ворониной, свободные часы появились несколько лет назад. После того, как ее сын пошел в обычный детский сад. Теперь она уверена, чем раньше дети с ограниченными возможностями выходят за рамки квартиры, тем проще процесс адаптации:

- Моему сыну было четыре года, когда он начал привыкать к новым условиям. Привыкали сложно и несколько дольше обычного. Но дети его не обижали, напротив, быстро нашли общий язык, хотя ребенок на тот момент не говорил вообще. Через год малыш не то что заговорил, запел и даже затанцевал. Сейчас ему семь.

По словам Анастасии Ворониной, пока ребенок находится в детском саду, у нее есть время не только для работы, но и для спорта.

Но этот пример скорее исключение. Ведь, как рассказал инициатор создания группы присмотра и ухода за детьми-инвалидами, отец ребенка с диагнозом ДЦП Владимир Вострецов, его ребенок не может самостоятельно передвигаться. Следовательно, путь в дошкольный коллектив для него был закрыт. Сегодня мальчику девять лет, перед его родителями встала уже новая проблема – образование.

- На протяжении пяти лет, - вступает в разговор член Сахалинской общественной организации родителей детей-инвалидов, мама ребенка с проблемами зрения и общего развития Анна Карасева, - я ежегодно водила сына по комиссиям, но места в детском саду так и не получила. Работы нет. Жили на пособие в 13 тысяч рублей. Поступили в группу инклюзивного развития - и через год прорыв. Начали говорить и постепенно социализировались.

Не все родители готовы...

Тут выясняется, нормативно-правовая база для определения ребят с ограниченными возможностями в дошкольные учреждения на сегодня все же подготовлена. А вот желающих отдавать своих детей в детские коллективы нет. Парадоксальное явление озвучила руководитель департамента образования Южно-Сахалинска Анастасия Киктева:

- Из 11 тысяч 221 южно-сахалинского ребенка, 486 имеют ограничения по здоровью. Из них 186 получили статус инвалида. В городе 12 специализированных садов и 29 групп для социализации необычных ребят. Но не все родители проявляют готовность противостоять ситуации. Многие предпочитают не выносить проблемы.

- Когда в семье рождается необычный малыш, - вступает в разговор член Сахалинской общественной организации родителей детей -инвалидов, мама ребенка-аутиста Инна Зайцева, - начинаешь жить и думать по-другому. - И для того, чтобы понять и осмыслить происходящее, родителям хотя бы на первом этапе тоже нужна квалифицированная помощь. Позже, в помощь мамам необходимы социальные педагоги, которые в силу профессиональных навыков могли бы заниматься с ребенком на дому, играть в развивающие игры.

Открытое сердце

Как отметила руководитель клуба «Открытое сердце» Елена Столярова, на сегодня роль общественных организаций переоценить невозможно и плоды вовлеченных в работу людей приносят результаты.

- Основная цель нашего клуба – помочь нуждающимся. Его постоянные посетители - 45 семей, имеющих детей-инвалидов. По мере сил решаем различные проблемы. За время существования нашими незаменимыми помощниками стали детский сад «Полянка», труппа детского кукольного театра и просто неравнодушные люди. Совместными усилиями помогаем ускорить процесс социализации необычных ребят: организуем мероприятия, в которых заняты все члены семьи.

- А пока его нет, - говорит руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Светлана Французова, - по запросу родителей специалисты направляют до тысячи индивидуальных рекомендаций по уходу и воспитанию необычных детей.

Все озвученные на круглом столе мнения и предложения обязательно будут услышаны. Как стало известно корреспонденту «МК на Сахалине», глава региона поручил при организации системы инклюзивного развития учитывать мнения родителей больных детей и общественников.

Алла Галак