Архив:

«В 17 лет перестал чувствовать ноги»

Хэндбайк — новое слово на спортивной карте, а для некоторых людей это еще и шанс вновь почувствовать вкус жизни. О хэндбайкинге рассказывает чемпион России в этой дисциплине Андрей Ширяев, сумевший открыть себя и мир заново после тяжелой травмы.

- Андрей, когда вы в первый раз сели на велосипед?

- Любовь к велосипеду у меня с детства. Еще с тех самых пор, когда дедушка подарил вначале трехколесный, а затем и двухколесный велосипед. Потом был велик, подаренный родителями.

- Пока однажды вы не получили тяжелейшую травму…

- Как любой ребенок, я регулярно падал с велосипеда. Одно из таких падений оказалось с трагическими последствиями. В 17 лет я полетел через руль и травмировал позвоночник. Последствием стали необратимые изменения в спинномозговом канале, я перестал чувствовать ноги. После падения я еще долго восстанавливался при помощи различных физкультурно-оздоровительных упражнений.

- Как удалось не пасть духом?

- Сначала затянула учеба — я поступил в МГТУ имени Баумана. Минула первая сессия, и оказалось, что я сдал все предметы, кроме физкультуры. Честно говоря, и подумать не мог, что человеку, передвигающемуся на коляске, нужно было посещать занятия. Пришлось отходить пропущенные часы. Из сорока возможных секций я выбрал спортивное ориентирование, где довольно быстро стал многократным чемпионом России. За пять лет выполнил норматив мастера спорта, участвовал в чемпионатах мира.

- Как узнали о хэндбайке?

- На одном из чемпионатов мира по спортивному ориентированию познакомился с девушкой-британкой, которая не только занималась ориентированием, но и входила в состав паралимпийской сборной Великобритании по велоспорту. От нее я узнал, что, не имея рабочих ног, можно передвигаться на велосипеде при помощи силы рук.

Такой велосипед называется хэндбайк. Технически он почти идентичен обычному велосипеду, только у него три колеса. Человек, передвигающийся с помощью хэндбайка, лежит ниже оси колес — отсюда низкий центр тяжести. Благодаря этому появляется возможность для маневра. В повороты мы входим с такой же скоростью, как профессиональные велогонщики.

- Как государство поддерживает паравелоспорт, в частности хэндбайкинг?

- Платят небольшие деньги в организации «Юность Москвы» — как спортсмену-инструктору, чего в других странах вообще нет.

- Когда поняли, что это счастливый билет?

- Как только приобрел хэндбайк, так сразу и осознал, что я всегда хотел быть настоящим спортсменом. В ориентировании надо только думать, как в шахматах. На хэндбайке я сразу почувствовал себя в родной стихии. К езде, правда, я уже подошел с другим осознанием мира. У родителей, родственников и друзей были определенные сомнения по поводу моего увлечения, но, слава Богу, у меня все пока получается, да и травм нет.

adf632d7b51b5b7c6d47932063efbe9f.jpg

- Вы входите в состав паралимпийской сборной России по велоспорту?

- Пока числюсь в резервной сборной России. Периодически представляю ее на международной арене. Например, в прошлом году ездил на шесть соревнований. Чтобы попасть в состав национальной команды, мне нужно демонстрировать очень хорошие результаты, а я пока ими похвалиться не могу.

Дело в том, что серьезно хэндбайком я занимаюсь только два года, а это очень тяжелый вид спорта. Нужно много тренироваться. Чтобы набрать оптимальную физическую форму, которая позволит быть конкурентоспособным на мировой арене, нужно минимум три года. В Кубках мира я выступал, занимал 15-16-е места. Так что пока я не вхожу в десятку лучших спортсменов на мировых соревнованиях, и с финансовой точки зрения России не выгодно меня на них отправлять. Тем не менее по меркам велоспорта я еще молодой спортсмен, мне всего 28 лет. Уверен, все у меня впереди. Еще увидите меня в составе главной сборной нашей страны.

- Насколько в России развита инфраструктура для занятий хэндбайком?

- Площадки нужны такие же, как для велосипедистов. Можно ездить по обычным дорогам, что мы и практикуем. Если человек только начинает свой путь хэндбайкера и ему еще страшно выезжать на дороги, можно кататься в любом парке: «Сокольниках» или парке Горького.

- Где можно приобрести хэндбайк?

- У нас в клубе есть пять-шесть бесплатных хэндбайков. Можно попробовать прокатиться, понять, твое это или нет. Если человек хочет получить настоящее удовольствие, то лучше приобрести личный. Можно купить и уже эксплуатировавшийся, ничего страшного. Я, например, тренируюсь на старом, несколько раз модернизированном хэндбайке. Проехал десятки тысяч километров на нем. Если есть желание попробовать, можно связаться со мной. Я всегда готов помочь и проконсультировать. У меня есть профили в Facebook и «ВКонтакте». Так что меня легко найти.

- Сколько человек в клубе хэндбайкеров?

- Активных человек десять. В социальной сети «ВКонтакте» насчитывается порядка трехсот человек. На самом деле движение хэндбайкеров только зарождается, приходится порой искать людей через знакомых. А все для чего? Я помогаю отчаявшимся открыть жизнь заново, поставить цель и двигаться к ней с помощью спорта.

- Какими методами вы популяризируете ваш вид спорта?

- Есть разные пути. Например, в августе 2014 года я во время велогонки «Russia C2C» сопровождал австрийца Вольфганга Фашинга, который устанавливал рекорд, проехав на велосипеде из Владивостока в Санкт-Петербург: 10 тысяч километров он преодолел за 21 день.

Тогда я на личном примере показал, что несмотря на отклонения в здоровье можно ездить наравне с любым человеком. Для меня не стояла цель поразить мир рекордом. Я просто хотел показать людям с ограниченными возможностями, что нет ничего невозможного. Эта акция вызвала широкий общественный резонанс.

Я считаю, что занятия спортом — не самоцель, куда важнее — изменить жизнь к лучшему и идти вперед с пониманием, что все на этом свете возможно.

3d2d5cf0330b995d28a3c9d8b98c0aa8.jpg

- Государство поддерживает?

- Москомспорт выделил мне в свое время хэндбайк. Мне платят зарплату, чего в других странах вообще нет. Я чувствую поддержку. Единственное — жаль, что государство не продвигает наш вид спорта, не ищет новые кадры. А то у нас как: с людьми что-то случается — и они считают, что жизнь для них закончилась. На самом деле все не так. Спорт может кардинально изменить жизнь.

Нас пока очень мало. Мы по соцсетям ищем людей. Объясняем, что начать кататься никогда не поздно. Если человеку даже больше 50 лет, то можно попробовать. Сегодня 42 — средний возраст велосипедиста в мировом спорте.

- Какие соревнования проходят в России?

- До прошлого года у нас регулярно проводился только чемпионат России по паравелоспорту в Ижевске, в котором участвовали все из числа резервного и основного состава отечественной сборной. Снимается биатлонная трасса, перекрываются дороги. Организация хорошая, мне нравится.

И раз уж мы заговорили о соревнованиях по хэндбайку, с радостью анонсирую грядущие гонки: 16 августа в рамках московского полумарафона и 20 сентября. Идея организовать эти соревнования пришла мне после того, как я побывал на подобных мероприятиях в других странах. Узнал, как все устроено, связался с организаторами московского марафона Дмитрием Тарасовым и Юрием Афанасьевым. Встретились, пообщались, и Дмитрий с Юрием пошли навстречу, разрешили проводить соревнования по хэндбайку, которые в этом году уже состоятся во второй раз. В прошлом году мы собирались на своеобразный тестовый велозабег: инициативу поддержали семнадцать паравелосипедистов. В этом году участников будет гораздо больше, это видно по поданным заявкам.

Хэндбайк, как и спорт, — первая ступень к новой жизни, возможность выхода из сложной ситуации для человека с ограниченными возможностями. Я предпочитаю велоспорт, кому-то по душе другой вид активности. Приятно, когда люди видят меня на хэндбайке и не замечают, что у меня не функционируют ноги.

- Какие у вас планы на ближайшее время?

- Сейчас все мысли только о грядущих соревнованиях. После них, возможно, поеду на чемпионат Европы в Сербию. Пока все. Дальше не загадываю.

Илья Ерофеев

Источник: Лента.Ру

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ