Мы стоим на кольцевой станции метро «Комсомольская». Нам навстречу - людской поток. Среди пассажиров часто попадаются те, кто не может самостоятельно миновать эскалатор, а если и может, то с риском для здоровья. Пожилые пенсионеры, незрячие люди, инвалиды-колясочники. Встречаются даже те, кто просто боится пройти через тиски турникета или сделать первый шаг на бегущее полотно. Задача инспекторов - им помочь. Взять под локоть человека с белой тростью, провести к поезду бабушку с тележкой, подсказать маршрут до нужной станции. В общем, сделать перемещение пассажиров более мобильным, а, главное, безопасным.
В народе инспекторов Центра прозвали по-разному. Кто-то зовет этих ребят просто помощниками или службой поддержки, кто-то - помогаями, а старшее поколение - тимуровцами.
С кем приходится работать
В вестибюле появляется молодая женщина с детской коляской. В ней сидит девочка лет семи. Для такого возраста с ней явно что-то не так. Мой коллега представляется:
- Здравствуйте, меня зовут Стас Щекин. Могу вам чем-то помочь?
Женщина привезла в Москву больного ребенка из соседней области и что ей нужно попасть в детскую больницу в районе Площади Революции. 10 минут езды с одной пересадкой. Трое инспекторов подхватывают коляску с девочкой и скрываются вместе с ее мамой в подземке.
Потеряшки
Из пестрой толпы к нам выплывает улыбающийся мужчина и старательно шепчет:
- Мужики, а вы не подскажете, как я сюда попал?..
- Помогать пьяным в наши обязанности не входит, - объясняет мне старший инспектор Центра Дмитрий Дрюченко. - Если они начинают буянить, обращаемся в пункт полиции, он находится здесь же - на станции.
- Мужики, мне надо на Ярославский вокзал... - не унимается гражданин. - Я сейчас где?
- В метро.
Мужик удивленно поднимает брови. Я тем временем уточняю у Дрюченко:
- А если потерялся ребенок?
- То же самое. Отведем его к полицейским.
«Как тут не помочь?»
Рабочий день тимуровца начинается в восемь утра и длится до восьми вечера. Время для обеда помогай выбирает себе сам, подстраиваясь под клиентов, которым может понадобиться помощь в любой момент. График работы - два дня рабочих, два - выходных. На одной станции обычно дежурят по три инспектора. Работка не из легких.
- Зато наша усталость оплачивается улыбками и благодарностью пассажиров, - словно прочитав мои мысли, говорит инспектор Центра Светлана Кочеткова. - Это сейчас к нам уже более-менее привыкли. А поначалу людям не верилось, что их тяжелые сумки кто-то тащит к поезду совершенно бесплатно.
- Несмотря на то, что работа у нас однообразная, каждый рабочий день отличается друг от друга, - говорят помогаи. - Иногда стоишь, скучаешь... И вдруг в вестибюль врывается женщина с сумками и десятью детьми! Они разбегаются, теряются в толпе. Как такой семье не помочь? И вот инспекторы берут за руки по два-три ребенка и едут с их мамочкой на эскалаторе. А потом, внизу, пересчитывают их и запускают в вагон.
Как устроиться помогаем?
Адрес службы управления персоналом столичной подземки - Проспект Мира, дом 41 (строение 2). Из условий - наличие либо медицинского образования, либо педагогического, либо психологического. Особенно приветствуется опыт работы социальным работником и знание английского языка. Срок стажировки - три месяца. Зарплата - в пределах 35 тысяч рублей.
Как заказать спец-помощь?
Услуги инспекторов Центра можно заказать заранее по телефону (8 (495) 622-73-41) или по электронной почте (comp@mosmetro.ru.). Если подслеповатый дедуля собрался в одиночку куда-то лететь, инспекторы, подготовившись, встретят его, проводят до самого аэропорта и передадут в руки сотрудников аналогичной службы. На железнодорожных вокзалах таких тимуровцев нет, поэтому подземным помогаям приходится сидеть вместе с клиентами до тех пор, пока не подадут поезд.
- Из вещей клиента мы можем нести только большой багаж, - объяснил мне начальник участка. - Чемоданы, большие сумки и саквояжи, тележки. Ручную кладь мы в руки не берем. Женские сумочки, например. Или борсетки. Потому что в них обычно лежат деньги, телефоны, ценности... В случае пропажи отвечать придется нам.
Кстати
В вестибюле Комсомольской станции в конце прошлого года появилась информационная стойка, оборудованная двумя компьютерами. Рядом с ней дежурят двое сотрудников, готовых подсказать пассажирам, где и что находится.
- Чаще всего к нам подходят либо иностранные туристы, либо просто приезжие жители России, - рассказали они. - Спрашивают, как доехать до интересующей их станции, где находятся вокзалы, известные достопримечательности и здания, ведомства и рынки.
Знание английского языка для нашей профессии обязательно. Кроме этого, среди нас есть те, кто свободно владеет ирландским, норвежским и японским языками.
В администрации метрополитена рассчитывают открыть до конца этого года еще 11 таких стоек.
Ттолько цифры
Центр обеспечения мобильности пассажиров московского метрополитена создали в 2013 году. Сейчас в нем работают 200 сотрудников. За два года работы они помогли 400 тысячам пассажиров.
Павел Клоков
Источник: Комсомольская правда