Архив:

О том, как я в столичной подземке тимуровцем был

Корреспондент «КП» провел один день вместе с инспекторами Центра обеспечения мобильности пассажиров. Мало кто знает, что инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП), вообще существуют. Служба эта довольно экзотически выглядит на фоне остальной Москвы, пока еще не очень дружелюбной к маломобильным горожанам и гостям столицы.

Мы стоим на кольцевой станции метро «Комсомольская». Нам навстречу - людской поток. Среди пассажиров часто попадаются те, кто не может самостоятельно миновать эскалатор, а если и может, то с риском для здоровья. Пожилые пенсионеры, незрячие люди, инвалиды-колясочники. Встречаются даже те, кто просто боится пройти через тиски турникета или сделать первый шаг на бегущее полотно. Задача инспекторов - им помочь. Взять под локоть человека с белой тростью, провести к поезду бабушку с тележкой, подсказать маршрут до нужной станции. В общем, сделать перемещение пассажиров более мобильным, а, главное, безопасным.

В народе инспекторов Центра прозвали по-разному. Кто-то зовет этих ребят просто помощниками или службой поддержки, кто-то - помогаями, а старшее поколение - тимуровцами.

7930737d9e41dedbd7e80160bec670b0.jpg

С кем приходится работать

В вестибюле появляется молодая женщина с детской коляской. В ней сидит девочка лет семи. Для такого возраста с ней явно что-то не так. Мой коллега представляется:

- Здравствуйте, меня зовут Стас Щекин. Могу вам чем-то помочь?

Женщина привезла в Москву больного ребенка из соседней области и что ей нужно попасть в детскую больницу в районе Площади Революции. 10 минут езды с одной пересадкой. Трое инспекторов подхватывают коляску с девочкой и скрываются вместе с ее мамой в подземке.

Потеряшки

Из пестрой толпы к нам выплывает улыбающийся мужчина и старательно шепчет:

- Мужики, а вы не подскажете, как я сюда попал?..

- Помогать пьяным в наши обязанности не входит, - объясняет мне старший инспектор Центра Дмитрий Дрюченко. - Если они начинают буянить, обращаемся в пункт полиции, он находится здесь же - на станции.

- Мужики, мне надо на Ярославский вокзал... - не унимается гражданин. - Я сейчас где?

- В метро.

Мужик удивленно поднимает брови. Я тем временем уточняю у Дрюченко:

- А если потерялся ребенок?

- То же самое. Отведем его к полицейским.

«Как тут не помочь?»

Рабочий день тимуровца начинается в восемь утра и длится до восьми вечера. Время для обеда помогай выбирает себе сам, подстраиваясь под клиентов, которым может понадобиться помощь в любой момент. График работы - два дня рабочих, два - выходных. На одной станции обычно дежурят по три инспектора. Работка не из легких.

b1659f7108ad327ab428c2b9fc7990e0.jpg

- Зато наша усталость оплачивается улыбками и благодарностью пассажиров, - словно прочитав мои мысли, говорит инспектор Центра Светлана Кочеткова. - Это сейчас к нам уже более-менее привыкли. А поначалу людям не верилось, что их тяжелые сумки кто-то тащит к поезду совершенно бесплатно.

- Несмотря на то, что работа у нас однообразная, каждый рабочий день отличается друг от друга, - говорят помогаи. - Иногда стоишь, скучаешь... И вдруг в вестибюль врывается женщина с сумками и десятью детьми! Они разбегаются, теряются в толпе. Как такой семье не помочь? И вот инспекторы берут за руки по два-три ребенка и едут с их мамочкой на эскалаторе. А потом, внизу, пересчитывают их и запускают в вагон.

Как устроиться помогаем?

Адрес службы управления персоналом столичной подземки - Проспект Мира, дом 41 (строение 2). Из условий - наличие либо медицинского образования, либо педагогического, либо психологического. Особенно приветствуется опыт работы социальным работником и знание английского языка. Срок стажировки - три месяца. Зарплата - в пределах 35 тысяч рублей.

Как заказать спец-помощь?

Услуги инспекторов Центра можно заказать заранее по телефону (8 (495) 622-73-41) или по электронной почте (comp@mosmetro.ru.). Если подслеповатый дедуля собрался в одиночку куда-то лететь, инспекторы, подготовившись, встретят его, проводят до самого аэропорта и передадут в руки сотрудников аналогичной службы. На железнодорожных вокзалах таких тимуровцев нет, поэтому подземным помогаям приходится сидеть вместе с клиентами до тех пор, пока не подадут поезд.

- Из вещей клиента мы можем нести только большой багаж, - объяснил мне начальник участка. - Чемоданы, большие сумки и саквояжи, тележки. Ручную кладь мы в руки не берем. Женские сумочки, например. Или борсетки. Потому что в них обычно лежат деньги, телефоны, ценности... В случае пропажи отвечать придется нам.

Кстати

В вестибюле Комсомольской станции в конце прошлого года появилась информационная стойка, оборудованная двумя компьютерами. Рядом с ней дежурят двое сотрудников, готовых подсказать пассажирам, где и что находится.

a5cba0a7db41e609728def112e521f62.jpg

- Чаще всего к нам подходят либо иностранные туристы, либо просто приезжие жители России, - рассказали они. - Спрашивают, как доехать до интересующей их станции, где находятся вокзалы, известные достопримечательности и здания, ведомства и рынки.

Знание английского языка для нашей профессии обязательно. Кроме этого, среди нас есть те, кто свободно владеет ирландским, норвежским и японским языками.

В администрации метрополитена рассчитывают открыть до конца этого года еще 11 таких стоек.

Ттолько цифры

Центр обеспечения мобильности пассажиров московского метрополитена создали в 2013 году. Сейчас в нем работают 200 сотрудников. За два года работы они помогли 400 тысячам пассажиров.

Павел Клоков

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ