Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Обманутые надежды. Волгоградские инвалиды боятся выйти из дома

В Волгоградской области программа по созданию доступной среды реализована лишь на 2,4%. Реализация программы адаптации областного центра в доступную среду для инвалидов «Волгоград – город равных возможностей» фактически сведена к нулю.

По результатам проверки Контрольно-счётной палаты Волгограда муниципальная программа, с пафосом стартовавшая в прошлом году и рассчитанная до 2016 года, исполнена лишь на 2,4%. Из обещанных миллионов на пандусы и другие технические приспособления, которые должны были появиться на улицах города, по данным КСП,  было освоено всего 220 тысяч рублей. А как красиво всё начиналось!

Всего год назад волгоградские власти клялись, что будут делать всё возможное для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями чувствовали себя полноправными и полноценными членами общества. А какая масштабная артподготовка была проведена перед запуском проекта! В прошлом году  обследовали практически весь город, составили так называемые паспорта доступности для инвалидов 880 зданий. Определили среди них приоритетные объекты. И взялись ведь за дело с комсомольским задором - 28 зданий были адаптированы под нужды инвалидов. Но период эйфории прошел быстро. И программа фактически была заморожена. Администрация города намерена исключить из перечня исполнителей программы ряд учреждений, которые должны были быть укомплектованы специальным оборудованием и техникой для удобства граждан с ограниченными возможностями. Под секвестирование попали молодёжный и музыкальный театры Волгограда, детские сады и спортшколы. Объём финансирования программы на 2015 год определён почти в 21 млн. рублей. Но есть ли эти деньги, и будут ли они освоены по назначению - большой вопрос.

Конечно, кризис не мог не сказаться на бюджете. Деньги сегодня в большом дефиците. Но по данным всё той же КСП, о своих нуждах чиновники не забывали. Аккуратно индексировали свои зарплаты, кроме того, муниципальным служащим  выписывались без законных оснований дополнительные поощрения «за особый вклад в общие результаты работы и в связи с рождением ребёнка».

Деньги растворились

«Особый вклад» люди с ограниченными возможностями за первый год действия программы и не почувствовали, что такое 28 объектов в мегаполисе - капля в море. 

- Люди с ограниченными физическими возможностями годами сидят «замурованными в четырёх стенах своих квартир», не имея возможности выйти из дома, - возмущается Людмила Гурина, председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов. - Бывает, что пандус установят, инвалид-колясочник въезжает в подъезд и сразу же  упирается в лестницу - дальше для него пути нет. Для чего нужны такие пандусы? Нужно делать их не для галочки, а для людей. Чиновникам надо просто на время представить себя в инвалидной коляске и сделать так, чтобы им было удобно и комфортно. Но это частные истории отдельно взятых инвалидов. Есть и масштабные нужды. Мы столько лет бьёмся за то, чтобы в городе появились безопасные пешеходные переходы, чтобы инвалидам можно было беспрепятственно пользоваться общественным транспортом. Подаём иски, суды выигрываем, но толку никакого. Пандусов - нет, поручней - нет, полы скользкие… Решения судов, предписания прокуратуры игнорируются, а инвалиды боятся выходить из дома.

С огромным чувством белой зависти Людмила Николаевна вспоминает поездку на паралимпиаду в Сочи.

- Мы как в сказке побывали. Повсюду «говорящие» светофоры, удобные пандусы, поручни, двери… Красота! Нам остаётся только надеяться на чемпионат мира по футболу  2018 года.  

Испытано на себе

Есть возможность эффективно облегчить жизнь инвалидов и пожилых людей, не затратив на это ни копейки. С 2012 года пенсионер-инвалид Владимир Кравченко ведёт борьбу за то, чтобы троллейбусы парковались на остановках рядом с бордюрами. Людям бывает тяжело сначала сойти с бордюра, а потом, дойдя до троллейбуса, поднять ногу на ступеньку. Простая, казалось бы, задача, заставить соблюдать правила парковки общественного транспорта, но добиться результата народный правозащитник не может уже третий год. Чиновники отвечали Кравченко, что во всём виноваты личные автомобили горожан, которыми заставлены все остановки. Для того чтобы проверить, так ли это, Владимир Кравченко с тремя единомышленниками отправился мониторить парковку общественного транспорта.

- В 60% случаев виноваты не личные авто, а водители общественного транспорта, - говорит Владимир Владимирович. - И чего мы только от них не наслушались: «И когда вы, старичьё, передохнете? Жить и работать нам мешаете. И чего вам только надо?» Мы, «старичьё», в 43-м году в холоде и голоде возрождали этот город из руин. А мы только хотим, чтобы нам здесь сегодня полегче жилось.  

Из группы «движения за правильную парковку» сегодня остался  только Кравченко. Сейчас он готовит доклад к «круглому столу», который назначен на 13 августа по инициативе общественных организаций инвалидов и ветеранов по проблемам доступной среды в Волгограде.

Лариса Шеремет

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ