Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Доступно или эксклюзивно?

На создание и обустройство инклюзивного пространства для детей с особенностями здоровья Красноярску из федерального бюджета в текущем году выделено 1,1 миллиона рублей. В основном средства необходимы школам для оборудования пандусов, расширения дверных проёмов, приобретения специализированной мебели и тренажёров.

Посещать подобные образовательные учреждения могут слабослышащие и слабовидящие ребята, школьники с проблемами опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями и серьёзными логопедическими проблемами.

— У нас будут обучатся детки с различными патологиями речи — от обычной дислалии до различных форм логоневроза, — рассказала Алёна Романова, директор школы № 12, принимающей участие в программе инклюзивного образования. — К основной учебной программе подключились учитель-логопед и педагог-психолог. С логопедом ребята будут корректировать произношение, пошагово совершенствоваться при помощи интерактивного комплекса на развитие речи. Психолог же поможет адаптироваться в социуме — устранить нарушения коммуникативной сферы. Также в школе идёт переоборудование зала для лечебной физкультуры, в котором будет работать специальный инструктор ЛФК. Планируется создание сенсорной комнаты психологической разгрузки, в которой можно снять эмоциональное напряжение или стресс, связанный с дополнительными умственными нагрузками.

В предстоящем учебном году 22 красноярских первоклассника смогут опробовать новые учебные программы и интерактивные площадки в школах. Для ребятишек оснащают особым оборудованием кабинеты. К 1 сентября готовят и педагогический состав: учителя, которым предстоит работать с особенными детьми, проходят переобучение и курсы повышения квалификации.

— Традиционно образование детей с особыми потребностями представляло собой изолированную систему обучения и воспитания либо на дому, либо в специальных коррекционных образовательных учреждениях, — отмечает руководитель главного управления образования Алексей Лапков. — Сейчас в образовании стал утверждаться инклюзивный подход — обеспечение равного доступа для всех обучающихся. В школах и садах города получают образование 1015 детей-инвалидов. Инклюзивно обучаются около 200 ребят. Мы намерены расширить сеть учреждений, работающих с особыми детьми, и обучать инклюзивно максимальное число детей с повышенными потребностями.

В планах — создание целой сети площадок реализации инклюзивного образования как в школах, так и в детских садах. Учреждения будут разделены на три группы. “Универсальные”: создаются условия для абсолютно всех особых детей. “Базовые” — учреждения для ребят, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Наконец, “доступные”: такие учреждения подойдут детям с проблемами опорно-двигательного аппарата, которые смогут получать образование в специально адаптированной для них среде.

Через два года в инклюзивную “сеть” планируется привлечь около 25 процентов от всех образовательных учреждений Красноярска: в каждом микрорайоне появятся школы и сады различных типов.

В тему

Запись в первый класс ведётся до 1 сентября во всех школах города. Для этого необходимо представить заявление на имя директора, паспорт одного из родителя, свидетельство о рождении ребёнка и медицинскую карту. По всем вопросам выбора школы для будущего первоклассника с повышенными потребностями родители могут обратиться в главное управление образования, где специалисты помогут подобрать образовательное учреждение в зависимости от диагноза ребёнка: телефон 226-15-12.

Школы, получившие статус инклюзивных:

Железнодорожный район — № 12.

Октябрьский район — № 133, лицей № 1, школа-интернат № 1.

Свердловский район — № 17, 76, 137.

Центральный район — № 51, 133.

Советский район — № 147.

Ленинский район — лицей № 12, гимназия №11.

Анастасия Кураленко