Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

В День знаний — без барьеров.

Майкопские школы №7 и №15 реконструируются в рамках программы «Доступная среда». В образовательных учреждениях республики горячая пора — полным ходом идет ремонт и подготовка к новому учебному году, ведь до 1 сентября осталось около месяца, а сделать нужно еще много.

Побелка потолков, покраска полов, приведение в порядок ученической мебели и многое другое — эти работы характерны для всех школ республики. В столице Адыгеи два образовательных учреждения (школы №7 и №15), помимо традиционных ежегодных работ, проводят принципиально иной ремонт, призванный не только улучшить внутреннее благоустройство здания, но и сделать более удобной жизнь детей-инвалидов.

Мы побывали в 7-й майкопской школе, увидели и оценили ход работ. В этом году школа вошла в целевую федеральную программу «Доступная среда» на 2011—2015 годы.

Программа направлена на развитие инклюзивного образования. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Основными задачами коллектива школы являются: формирование физически доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья среды жизнедеятельности и подготовка среды образовательной организации к полному включению в единую систему инклюзивного образования региона, а значит, устранение социальных барьеров, изменение культуры, политики и практики работы школы.

На реализацию программы выделен 1 млн. рублей из федерального и муниципального бюджетов. В первую очередь для получения статуса «доступного образовательного учреждения» необходимо устранить физические барьеры. Началась реконструкция здания. Вход в школу с улицы 8 Марта будет оснащен удобным пандусом, перилами, изменения на первом этаже здания в блоке начальной школы тоже есть. Идет капитальный ремонт одного из учебных классов, сенсорной комнаты, кабинета дополнительного образования, совмещенного с электронной библиотекой, пути движения и туалетная комната также будут реконструированы с учетом доступности для маломобильных групп населения.

— Формирование паспорта доступности МБОУ «СОШ №7», включение объекта в единую сеть базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями и детей, не имеющих нарушений развития, — это серьезная задача для всего коллектива школы, — рассказывает директор школы Виталий Викторович Обернинов.

В рамках реализации программы в просторной рекреации ведутся работы по созданию двух новых кабинетов. Первый — сенсорная комната, или комната психологической разгрузки. Она универсальна и оказывает положительное эмоциональное и оздоравливающее действие на детей с различными проблемами здоровья. Проводить занятия в ней смогут и педагог-психолог, и социальный педагог. Для оснащения сенсорной комнаты планируется приобрести специальное оборудование, которое поможет не только развивать физические способности детей, но и снимать психологическое напряжение. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Другой кабинет появится для занятий дополнительным образованием. Здесь дети смогут развивать свои таланты, заниматься техническим творчеством, учиться лепке, вышивке и т.д. В планах руководства школы приобретение комплектов конструкторов по робототехнике. Здесь же расположится электронная библиотека. Сейчас привычная школьная библиотека располагается на втором этаже, доступа к ней у детей с ограниченными возможностями здоровья нет, и сделать подъем туда в здании, построенном 40 лет назад, практически невозможно. Теперь доступ к книгам будет более широким.

В планах школы устранение еще одного барьера — доступ в столовую. Сейчас к ней ведут несколько ступенек. Для ребенка на коляске они являются серьезным препятствием. Поэтому здесь нужно будет установить специальный подъемник. 

На новый учебный год первые классы уже сформированы. Но пока заявлений от родителей на прием детей с ограниченными возможностями здоровья в школу не поступало. Реконструкция школы происходит с заделом на будущее: если появится потребность — она будет удовлетворена. В Майкопе создается целая сеть образовательных учреждений с возможностью инклюзивного образования. 

Ремонт здания — это лишь полдела. Мало построить пандусы и расширить дверные проемы — ведь инклюзивное образование предполагает не только физический комфорт, но и душевный. Очень долго в обществе было разделение на здоровых людей и инвалидов. Преодолеть этот психологический барьер не менее важно. 

Главный смысл создания «доступной среды» заключается в том, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения общался со сверстниками, чувствовал себя в их среде равным. Возможно, психологический барьер окажется самым серьезным испытанием для всех участников образовательного процесса. Впрочем, у педагогов школы оптимистичный взгляд на ситуацию.

Чтобы программа «Доступная среда» была осуществлена грамотно, педагогам предстоит пройти специальные семинары по инклюзивному образованию.

— Благодаря участию школы в проекте «Электронная цифровая школа» у нас есть возможность подобрать для педагогов индивидуальные курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию в целях повышения профессиональной компетенции педагогического коллектива, участие в онлайн-семинарах, в том числе по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дает возможность скорее включиться в процесс изменения образовательного пространства. В ближайшем будущем мы должны сформировать междисциплинарную команду специалистов образовательного учреждения, поддерживающих идеи инклюзии, заинтересованных в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности, — говорит заместитель директора школы Ирина Александрова.

Аналогичные работы по созданию «доступной среды» в настоящее время проходят и в майкопской СОШ №15. В целом с начала действия программы в столице Адыгеи уже 5 образовательных учреждений создали безбарьерную среду: школы №№3, 6, 11, 23 и лицей №19. С 1 сентября к ним присоединятся СОШ №7 и №15.

Татьяна Филонова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ