Архив:

В Екатеринбурге медики не заметили, что в утробе пуповина обвилась вокруг шеи ребенка. Из-за удушения у мальчика диагностировали поражение мозга

Из-за удушения у мальчика диагностировали поражение мозга. Родители потребовали с акушеров восемь миллионов компенсации. Семья Марии и Всеволода Пономаревых ждала ребенка на протяжении пяти лет. Супруги мечтали о своем малыше, но беременность все не наступала. И однажды пара решила выбраться на море, чтобы отдохнуть. Там необъяснимая напасть развеялась и влюбленные смогли зачать мальчика. Узнав о радостной вести, Пономаревы тут же поженились. Но счастье родителей длилось недолго.

«Врачи были слишком заняты»

Беременность проходила спокойно. Мария прошла три положенных УЗИ, которые никаких отклонений и патологий не выявили. И, наконец, в женской консультации радостной маме дали долгожданное направление на госпитализацию в роддом. Взволнованные родители в назначенный срок поехали ложиться на роды. Но уже на пороге медучреждения их ждал неприятный сюрприз.

- Я Машу привезла в роддом больницы № 20 в пятницу 8 июня 2013 года по направлению с женской консультации, - вздыхает бабушка Никиты Светлана Зиновьева. Сама Мария здесь прерывается, признаваясь, что вспоминать пережитое без слез она не может. - К тому моменту срок был уже поздний. Но нам отказали в госпитализации! Сказали: «Мы тебя не возьмем, приходи в понедельник».

b820570c609d6373d60a3c50be3283b8.jpg

После выходных переволновавшуюся Марию роддом все-таки принял. Но готовить к появлению ребенка врачи по непонятным причинам упорно отказывались.

- Маша говорит, что абсолютно все женщины, поступившие в роддом, в день госпитализации или на следующее утро проходили УЗИ. Дочка подходила к дежурным врачам с вопросом: «Почему мне не сделают УЗИ?». Но медики лишь разводили руками: "Пока некогда, жди". А потом вся страна начала праздновать День независимости. И на 12 июня ее отпустили домой. Сказали: «Врачей все равно не будет, придешь 13 числа. Начнутся схватки - приезжай на такси».

Но даже после праздников делать УЗИ Пономаревой не стали. Врачи лишь отмахивались: «В роддоме все заняты». И Мария решила довериться медикам. Но те дотянули до того, что у матери начались схватки.

2f3a5edc5e6f553080d1f39ca4eb24ce.jpg

При рождении у никиты было лишь сердцебиение

- Не дозвонившись до дочки утром 15 июня я поняла, что начались роды, и выехала в роддом, - продолжает бабушка. - Мне объяснили: «Ваша дочь уже в родильном блоке, готовьте куриный бульон». А затем ко мне вышла медсестра из приемного покоя с понурым видом и сказала, что родился мальчик весом - 3 600. Но ребенок в реанимации. Я тут же начала расспрашивать: "Почему?". И мне отвечают - половая инфекция. Для меня это был шок.

Поначалу врачи твердили, что во всем виновата генетика. Инфекция от матери передалась ребенку, поэтому у младенца начались осложнения.

- Мне твердили: "У вас половая инфекция", - не сдерживается Мария. - Медики делали это очень убедительно: "Мария, что у вас?". Я отвечаю: "Не знаю". Но те настаивают: "Половая инфекция". В итоге они меня в этом убедили. Естественно, позже это не подтвердилось.

И лишь вечером перепуганной маме одна из медсестер тихо призналась: "У вашего ребенка во время родов было тугое двойное обвитие пуповины вокруг шеи". Малыш при рождении чуть не задохнулся.

- Ребенок родился лишь с двумя из десяти возможных баллами по шкале Апгар (система оценки новорожденных - прим.ред.), - недоумевает медик и адвокат семьи Пономаревых Вадим Каратаев. - У него было только сердцебиение. В роддоме всем беременным должно быть проведено УЗИ плода перед родами. Это приказ Минздрава. Потому что последние снимки плода перед госпитализацией делают за восемь недель. За это время с ребенком может произойти что угодно. Времени на это у них было четверо суток.

«Врачи давили на живот, чтобы ребенок поскорее родился»

Рождение ребенка, по словам адвоката, медики просто пустили на самотек. Почти каждое их действие проходило с нарушением.

- Начались схватки и был поставлен предварительный диагноз крупный плод, - продолжает Каратаев. - Врач Мария Худорожкова поставила матери препарат окситоцин, увеличивающий сократительные способности матки. Но и он не помог. Сами роды начались лишь через шесть часов. Чуть позже комиссионная судебно-медицинская экспертиза из "Бюро судебно-медицинской экспертизы" республики Татарстан города Казань по материалам гражданского дела установит, что появление головки малыша должно было начаться в 13:00, а не в 15:00, как это произошло. Уже в час дня медики должны были начать Кесарево сечение.

e98f1f0623fbe2bed862fd63c55c0da4.jpg

Врачи два часа игнорировали необычно медленное для родов появление ребенка на свет. По словам бабушки, медики повели себя крайне непрофессионально и лишь усугубляли ситуацию.

- Во время родов они отвернулись, чтобы не смотреть на мою рожающую дочку, - недоумевает Светлана Борисовна. - Они просто давили ей на живот, потому что ребенок не мог родиться.

Медики будто бы позабыли все заученные инструкции о том, как нужно действовать при тяжелом появлении на свет малыша. Помочь страдающим матери и ребенку медики могли аж четырьмя способами. Но ни один из них применять акушеры не стали.

84f30debcf23edadbb43213ae8d90fda.jpg

- Минздрав прописал экстренные варианты окончания родов, - достает забытые медиками инструкции Вадим Каратаев. - Когда такое происходит, то делают в первую очередь - Кесарево сечение. Второй вариант - помогают акушерскими щипцами. Также можно сделать вакуумную экстракцию плода - операцию по искусственному извлечению плода через естественные родовые пути. Или врачи могли сделать попытку ослабления петель пуповины и при невозможности использовать пересечение ее между двумя зажимами.

При родах едва не задохнулся

Появление головки ребенка на свет проходило в течение пяти минут. Все это время пуповина малыша, через которую он получал кислород, была пережата. В утробе матери младенец едва не задохнулся.

- Ребенок после рождения так и не смог закричать, - вздыхает адвокат семьи. - Малыш был бледно-синий, без сознания и не имел мышечного тонуса. Без первого вздоха легкие не расправились. Из-за чего его сразу же и перевели на искусственную вентиляцию легких, на которой он провел восемь суток.

Только через 10 дней Никита смог дышать сам. Поначалу врачи даже обрадовали отчаявшихся родителей: "Мы спасли вашего ребенка". Но затем малыша настигли страшные последствия врачебной ошибки. Чтобы привести мальчика в чувства, родители прошли через все круги ада.

c86ed91042b2ee19e8f6c82e94a4c233.jpg

- В реанимации 20 больницы от меня прятали глаза пять дней, - поглаживает по ручкам своего внука бабушка. - Браться за такого младенца никто не хотел. Потом нас перевели в реанимацию больницы № 11. А после нее мы объехали чуть ли не все медучреждения города. Самое страшное началось в инфекционном отделении, где мы узнали, что ребенок не может кушать. Я тогда подошла к заведующей отделения больницы и она мне сразу сказала: "Ваш ребенок будет инвалидом".

В областной детской больнице коллегия врачей констатировала, что ребенок вскоре умрет. По прогнозам малыш должен был прожить от силы год. Из-за недостатка кислорода во время родов у малыша произошло необратимое поражение коры головного мозга. Нервная система малыша отказала. И теперь Никита не может двигаться, напрягать мышцы и держать голову. Родители не могут отпустить ребенка с рук ни на минуту.

f3e21d2820926fbbbb38d766b33e7fe1.jpg

Ваш сын - инвалид

- Если Никиту положить на кроватку, он тут же начинает задыхаться, - объясняет бабушка младенца. - Это ужасно. Он сразу начинает реветь и выгибаться. Сам он даже не может уснуть. Чтобы внук подремал, мы даем ему таблетки "Клоназепам", которые выписали врачи. Этот препарат дают в психбольницах. Он расслабляет в головке сосуды и ребенок отключается. Но к препарату идет привыкание. Нашего малыша нельзя ни положить, ни посадить. Держим мы его только на руках. Ночью с дочкой спим по переменке. То она его укачивает, то я. Коляской тоже не воспользуешься.

В два года Никита весит всего восемь килограммов. Набирать вес он прекратил, когда ему было всего годик. Тогда малыш весил шесть кило. Дело в том, что почти все мышцы малыша атрофировались. Мальчик может шевелить только пальчиками. Ходить и ползать ребенок, скорее всего, не научится. Также как и говорить. Единственные звуки, которые слышат родители от сына - это тяжелое громкое дыхание. И каждый вздох для ребенка может стать последним.

- У Никиты судорожный синдром, поэтому нас не берет на реабилитацию ни одно учреждение, - поясняет отчаявшаяся бабушка. - Врачи боятся, что при манипуляциях у ребенка возобновятся судороги. В то же время наш малыш постоянно подхватывает пневмонию. Ей он уже болел трижды. В последний раз, когда это произошло, я уже ехала к медикам и не знала, чем закончится дело. Никиту вытащили в больнице № 8. Там заведующая отделением Людмила Младленова, благодарим ее, нам сказала, что ребенок борется за свою жизнь и помогает при лечении. Из-за атрофии мышц ребенок не может сам откашливать мокроту из легких.

Рано или поздно ребенок умрет

Из-за того что Никита не мог глотать, родители полгода кормили его только через зонд. Делать это приходилось втроем. Двое держали головку и руки младенца, а бабушка вставляла ему в носик зонд. Но родители не отчаивались и общими усилиями научили малыша пить и глотать сладкое пюре. Правда, пока это единственная победа Пономаревых. Из-за поражения мозга малыш лишился почти всех органов чувств. Малыш не может видеть - различает лишь тени. О том, слышит ли он и понимает ли окружающих, родственники могут только догадываться.

- Когда слышишь, что рано или поздно твой ребенок умрет - это ужасно, - признается бабушка. - Сколько ему еще отведено, остается только догадываться.

Чтобы прийти в себя, родителям потребовался год. Только тогда они решили подать в суд на медиков, принимавших роды. Правда, реакция врачей Пономаревых поразила до глубины души. Своей вины в произошедшем акушеры не видят и только пытаются опорочить мать ребенка.

4b68ed3e3080453498eb2b9d20e73234.jpg


- Врачи утверждают, что сделали эпизиотомию, - поясняет адвокат семьи. - Это разрез промежности, который расширяет выходное отверстие родовых путей, чтобы ускорить рождение ребенка. Об этом даже есть запись в документах. Там описано и наложение швов. О том, через сколько их сняли, что все прошло успешно. Но это все они дописали, когда осознали, что виноваты. Ни рубцов от разреза, ни следов от швов у матери нет. Это уже доказано. Также они пытались убедить суд, что Мария вела асоциальный образ жизни. Говорили, что ее кусала собака, что мать ребенка курила. Но после укуса моя подзащитная обращалась к врачам и никаких отклонений у нее не выявили, а курить она бросила, когда забеременела.

В итоге экспертиза показала, что вины матери в болезнях ребенка нет. Но добиться раскаяния от врачей пострадавшей семье так и не удалось.

От медиков родственники Никиты требовали моральную компенсацию в два миллиона каждому: бабушке, маме, отцу и самому ребенку. И суд встал на сторону Пономаревых. Но получить всю сумму родственникам так и не удалось. Представители Фемиды присудили миллион в пользу ребенка, 800 тысяч - маме, 400 тысяч - отцу и 200 тысяч - бабушке.

Правда, выигранный суд родителей не радует. Они знают, что Никита не доживет и до совершеннолетия. Сейчас Мария Пономарева беременна вторым ребенком. Но перед родами у нее теперь панический страх.

Роман Лянин

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ