Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Городской психолого-педагогический центр: от уникального опыта к доступному ресурсу

В ближайшее время все столичные центры, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям, будут реорганизованы в единый московский Городской психолого-педагогический центр. На протяжении многих лет тринадцать «территорий успеха» (именно столько центров в мегаполисе) приходят на помощь юным москвичам и подросткам при любых проблемах развития, особенностях состояния здоровья, обучения, поведения и социальной адаптации.

О том, какие изменения ожидают систему адресной помощи, рассказывает Почётный работ­ник общего образования РФ, кандидат педагогических наук Любовь Олтаржевская. Именно ей поручено возглавить подведомственное Департаменту образования учреждение.

- Любовь Евгеньевна, что представляют на сегодняшний день ППМС-центры города Москвы? Какие услуги оказывают в этих государственных учреждениях?

- История столичных психолого-педагогических центров насчитывает не одно десятилетие. Как и в предыдущие годы, они оказывают помощь детям, которые испытывают трудности в обучении, развитии и социальной адаптации. Это может быть гиперактивность, дефицит внимания, задержка речевого развития, ослабленное здоровье, которые можно и нужно корректировать вовремя, желательно в дошкольном периоде; синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, ДЦП и др. В каждом центре сложилась своя уникальная практика работы с детьми. Здесь работают психологи, дефектологи, логопеды, нейропсихологи, инструкторы по адаптивной физкультуре. Программ много, программы разные.

- Слово реорганизация ассоциируется с чем-то новым, поэтому возникает вопрос: какие изменения ожидают столичную систему адресной психолого-педагогической помощи?

- Весной мы провели опрос среди родителей. Выяснилось, что услуги, в которых нуждаются их дети, не всегда могут предоставляться в том районе, где проживает семья с особым ребёнком. И эта проблема является одной из ключевых, которая при реорганизации будет полностью решена. Сегодня в городе создано 37 межрайонных советов директоров. В каждом из них будут работать территориальные отделения Городского психолого-педагогического центра, а это, ни много ни мало, почти шестьдесят адресов, расположенных от Чертаново до Люблино, и от Фили до Зеленограда. В каждом центре на территориях накоплены уникальные наработки, методики, практики, программы. Поэтому мы не просто хотим сохранить опыт работы психолого-педагогических центров, но и дать новый импульс к развитию. Сейчас мы работаем над обобщением всего самого лучшего и эксклюзивного, и надеемся, что в конечном результате будет разработан единый стандарт оказания адресной психолого-педагогической помощи.

- Самый яркий и важный период своей жизни ребёнок проводит в школе: детство, переходный возраст и взросление. Безусловно, она влияет на личность маленького человека, который находится в обществе, развивается и получает знания. И именно здесь в сознание закладываются зачатки будущей личности. Будет ли работа Городского психолого-педагогического центра строиться с оглядкой на школу?

- Сегодня наша главная задача - поддержка и помощь особым детям в системе образования. И это очень важно с позиции ребёнка. Представьте, в центре психолого-педагогической помощи с ним работают воспитатели, логопеды, психологи, складывается индивидуальная система работы. Дальше он приходит в школу - и всё начинается с чистого листа, а опыт работы с этим ребёнком не становится ресурсом для его дальнейшего образования. И эту проблему мы будем решать, выстраивая единый образовательный маршрут с учётом особенностей и способностей каждого ребёнка, взаимодействуя со всеми столичными школами. Для этого поставлена цель: «Адресно, комплексно, доступно».

Также перед нами стоит вопрос учёта детей с особыми потребностями. Судите сами: в столичных образовательных организациях обучаются более 22 тысяч детей с инвалидностью и почти 33 тысячи детей с ОВЗ. Сегодня городские автоматизированные системы позволяют создать единое коммуникационное пространство, в котором ни один ребёнок, нуждающийся в помощи, не потеряется. В дальнейшем появляется возможность не только прогнозировать услуги, востребованные семьёй, но и проводить мониторинг эффективности методик, предлагаемых территориальными отделениями нашего центра.

Очень многое в нашей системе зависит и от выстраивания отношений с социальными институтами. Надеемся, что в объединении ресурсов всех центров и создании единой образовательной модели неоценимую помощь нам, родителям и детям, окажут Департаменты социальной защиты населения и здравоохранения города Москвы, педагогические ВУЗы столицы и общественные организации.

- Любовь Евгеньевна, в каком направлении ещё будет совершенствоваться деятельность Городского центра психолого-педагогической помощи?

- В сентябре месяце в территориальных отделениях нашего Центра, а также на базе образовательных организаций будут открыты службы ранней помощи. Это семейно ориентированный проект медико-социальной помощи и психолого-педагогической коррекции, который совместно реализуют все Департаменты социальной сферы. Его задача - профилактика инвалидности у детей младенческого и младшего возраста (от рождения до четырёх лет), имеющих ОВЗ, нарушения развития, или риск их возникновения. Большое внимание будет уделяться психологической работе с детьми: крайне важно, чтобы ребенок как можно раньше научился жить в социуме, чувствовал себя равным среди равных. За два десятилетия у нас накоплены уникальные программы оказания ранней помощи. В качестве примера могу привести центры социально-педагогической помощи «Ясенево» и «Северный». В Городском психолого-педагогическом центре будет работать лаборатория ранней комплексной помощи детям с особенностями в развитии. Начнут работу также и другие лаборатории, в том числе и по работе с одарёнными детьми.

- Неужели дети с признаками одарённости сталкиваются с жизненными трудностями и нуждаются в психологическом сопровождении?

- Сталкиваются, да ещё с какими! Вспомните свои школьные годы. Наверняка в вашем классе учился ребёнок, которого сверстники называли «ботаником». Попадая под такое клише, человек, выйдя из школы и будучи уже взрослым, может остаться на всю жизнь с этим образом, навязанным ему школой.

Такие дети испытывают трудности в общении не только с одноклассниками, но и с педагогами. Вследствие чего - недостаточно развитые социальные навыки, неумение подать себя, постоянный прессинг со стороны родителей (слишком высокие требования) или наоборот сверхопека, закомплексованность, застенчивость и как следствие - отверженность.

Уже долгие годы с одарёнными детьми успешно работает Зеленоградский центр психолого-медико-социального сопровождения. Здесь успешно реализуется авторская комплексная программа «Творческая компетентность». Детей учат верить в себя, в свой талант, развивают интеллектуальные творческие способности. Это опыт будет распространён на все территориальные отделения Городского психолого-педагогического центра Москвы.

- Любовь Евгеньевна, в Городском психолого-педагогическом центре сложился коллектив опытных дефектологов, логопедов, психологов. Тем не менее, такие же специалисты работают и в школах. Будет ли налажен диалог между коллегами?

- Уверена, что наш центр станет платформой и перспективной площадкой для организации семинаров, лекций, тренингов, круглых столов, мастер-классов, курсов повышения квалификации для практиков-профессионалов. Мы хотим привлечь к диалогу, обмену опытом, взаимодействию и сотрудничеству всех специалистов из образовательных учреждений.

Особое направление в деятельности нашего центра - это работа с родителями. Нам важно завоевать не только доверие детей, но и тех, кто всегда рядом с ними. Мамы и папы должны понять, что наш центр предоставляет не только специализированную помощь на занятиях, но и консультативную, для организации комплексной поддержки в обучении. Мы продолжим активное взаимодействие с Городским экспертно-консультативным советом родительской общественности, а также Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов и другими общественными объединениями родителей.

Планов много. Поэтому надеюсь, что услуги Городского психолого-педагогического центра уже в сентябре станут доступными для любой московской семьи, которая нуждается в помощи специалистов. И именно на это направлены усилия, как Департамента образования, так и педагогического сообщества города Москвы.

Источник: Вечерняя Москва