Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Переход системы образования на инклюзивное обучение осуществляется без должной подготовки

В преддверии нового учебного года эксперты Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» проанализировали, насколько готова система образования в регионах к переходу на инклюзивное обучение. Результаты проведенного исследования говорят о том, что переход к инклюзии осуществляется без должной подготовки, что может не улучшить, а ухудшить условия образования как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для обычных школьников. Эти выводы подтверждают профильные специалисты.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья, из них более 600 тыс. – дети с инвалидностью. Именно о них идет речь в поручении президента РФ от 15 декабря 2014 г. об оценке положения дел в сфере соблюдения права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование, данном правительству РФ по итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» в Пензе в октябре 2014 г. Центр «Народная экспертиза» провел новый мониторинг исполнения поручения, которое держит на постоянном контроле. По данным Минобразования, к настоящему времени в общеобразовательных организациях обучаются около 482 тыс. детей с ОВЗ, в том числе в инклюзивных классах числятся около 160 тыс. таких школьников.

Экспертный опрос по вопросам соблюдения прав детей-инвалидов на образование проходил с 12 мая по 18 июня, в нем приняли участие 400 экспертов из 85 субъектов РФ. В качестве экспертов выступили родители детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), люди с инвалидностью, представители общественных организаций инвалидов.

Подавляющее большинство опрошенных (79%) отмечают, что законы и нормативные акты, касающиеся образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, фактически не работают из-за отсутствия контроля и методического сопровождения со стороны органов власти (подзаконных актов в развитие действующего законодательства, методик, рекомендаций, разъяснений и др.).

Большинство экспертов (66%) считают, что одной из основных проблем в получении образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами является отсутствие квалифицированных кадров (логопедов, тифлопедагогов, сурдопереводчиков, психологов и дефектологов).

42% опрошенных отмечают отсутствие специализированных программ обучения. 72% экспертов указали на недостаточную оснащенность учебного процесса специальными средствами обучения (слухоречевые тренажеры, акустические системы, видеоувеличители, специальные клавиатуры и т.д.). 52% сообщили, что не хватает адаптированной учебной литературы и материалов. Еще 12% отметили недостаточное количество тактильных и визуальных средств информации.

При этом образование лиц с ОВЗ и инвалидов Минобразования считает одним из приоритетных направлений деятельности системы образования РФ. Особое внимание вопросам обучения детей-инвалидов уделяется в законе «Об образовании в РФ», который впервые ввел в образовательное пространство РФ понятие «инклюзивное образование». Инклюзивное образование в нем определяется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Это означает, что, по закону, ребенок с ОВЗ или инвалидностью имеет возможность учиться в обычной общеобразовательной школе. Но на практике неподготовленная инклюзия оборачивается новыми проблемами.

«Когда два года назад я взял первый класс, – рассказывает учитель начальных классов и информатики Арейской среднеобразовательной школы (Красноярский край) Иван Лахмытко, – среди моих учеников оказалось два ребенка, которым требовалось обучение по индивидуальной программе – девочка-инвалид с ДЦП и мальчик, которому уже позже был поставлен диагноз «глубокая умственная отсталость». Что с ними делать, я не знал. С коллегами советовался, читал в Интернете, начал какие-то методики подбирать. На второй год их перевели в спецшколу, на третий год опять вернули ко мне, сказав, что этих детей нужно адаптировать в обществе, чтобы они не были отрезаны от социума. И опять возникли проблемы – требовалась работа логопеда, психолога, психиатра. А у нас в школе не предусмотрен даже логопед. Получается, всё ложится на плечи учителей».

«Инклюзия намного опередила подготовку учителей, которым она доверена, – убежден и.о. директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев. – Разумеется, инклюзивное образование в нашей стране должно развиваться, но оно может завершиться общим разочарованием, если в кратчайшие сроки не будет решен вопрос с повышением квалификации педагогов образовательных организаций, работающих в режиме инклюзии».

«Инклюзия в отрыве от коррекции – это плохо, потому что не все дети могут быть в инклюзии», – считает сопредседатель координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Елена Клочко. По ее словам, сегодня «мы наблюдаем слияние коррекционных школ, присоединение их к холдингам, финансирование по остаточному принципу, вымывание специалистов из коррекционных школ, психолого-медико-педагогических центров, которые должны были бы служить опорой инклюзии». Так, по данным Минобразования, за три года почти на 4% снизилось количество коррекционных школ – с 1728 в 2012/13 учебном году до 1660 в 2014/15 учебном году.

При этом по-прежнему остро стоит вопрос создания безбарьерной среды – как в учебных заведениях, так и в населенных пунктах. По результатам экспертных опросов, проводившихся центром «Народная экспертиза», ее отсутствие назвали среди основных трудностей, препятствующих получению образования, 37% экспертов. И специалисты, и родители также отмечают, что одним из важных элементов доступности образования является использование дистанционного обучения. Однако в госпрограмме «Доступная среда» на 2011–2015 гг. меры по развитию дистанционного обучения не предусмотрены.

«Внедрение инклюзивного образования должно осуществляться на комплексной основе, поэтапно – с учетом готовности образовательных учреждений, с одновременным и обязательным сохранением необходимого количества специализированных учебных заведений. Спешка здесь не только неуместна, но и вредна, – считает руководитель Центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев. – Для полноценного внедрения инклюзии прежде всего необходимо решить вопросы кадрового и материально-технического обеспечения, внедрения специальных методик обучения. Инклюзивным школам нужны штатные квалифицированные дефектологи, психологи, медработники. Мы также считаем, что требуется разработать и обкатать в пилотных регионах профессиональные стандарты учителя-дефектолога. Всё это в комплексе поможет создать предпосылки для эффективного внедрения инклюзивного образования».