Архив:

Чтобы быть личностью

В Тюменском центре социальной помощи «Мария» состоялся лекторий для родителей на тему «Коррекция негативной самооценки у детей-инвалидов».
Психологи Наталья Федоренко и Ольга Деменко напомнили родителям, что именно семья ответственна за формирование самооценки ребенка.

«Структура личности человека формируется в первые пять лет его жизни, - начала беседу Ольга Деменко. - Требования беспрекословного послушания, унижение, подавление инициативы и самостоятельности приводят к снижению самооценки у ребенка».
Негативная самооценка взрослого человека формируется, если в детстве родители не верили в его успех, твердили, что он лентяй, растяпа, неумеха и бездарность. Каждый ребенок талантлив, и детям с ограниченными возможностями особенно важно развивать природный дар. «Систематические творческие занятия не только развивают способности, но и повышают самооценку малышей, - продолжает Ольга Петровна. - Участие в выставках, творческих конкурсах укрепляет уверенность в своих силах. Особенно важно участие в выставках-продажах, ярмарках - если работу ребенка купили, значит, его труд оценен и кому-то нужен. Задача родителей - поддерживать детей в их начинаниях».
Психолог Наталья Федоренко предложила родителям провести с детьми дома несложные тесты. Например, показать малышу рисунок с деревом, на ветвях которого на разной высоте расположены фигурки. В зависимости от того, на какую высоту поместит ребенок себя, своих родителей и друзей, можно судить об уровне его самооценки и отношениях в семье и со сверстниками. Еще один тест на определение детской самооценки: нарисовать лесенку, объяснить ребенку, что на каждой из ступенек его ровесники (чем выше - тем они уверенней в себе, успешней) и спросить, где он видит себя .
Воспитывать ребенка с ограниченными возможностями очень тяжело. Некоторым ребятам необходимо постоянное родительское внимание, они не могут сами себя обслуживать, не говоря уже об эффективном обучении в группах со здоровыми детьми. Тем не менее, постоянное общение со сверстниками-инвалидами не дает детям стимула развиваться, «замыкает» их в собственной болезни. Для гармоничного развития личности ребенку с ограниченными возможностями необходимо находиться в окружении здоровых детей - поэтому курсы лечения и реабилитации наиболее эффективны в смешанных группах, в которых находятся как инвалиды, так и просто дети со слабым здоровьем. На сегодняшний день в тюменских образовательных учреждениях таких групп катастрофически не хватает, считают родители детей-инвалидов.
Необходимо помнить, что дети-инвалиды - это прежде всего просто дети. Даже грудные младенцы тонко чувствуют настроение родителей. Если внимание всей семьи направлено на болезнь ребенка, то он быстро научится манипулировать окружающими, вырастет капризным и безвольным. Нередко случается, что ребенок-инвалид вырастает успешным человеком, сильной личностью: пример тому - спортсмены участники параолимпиад, художники без рук, музыканты. Такие люди вырастают из детей, которым в детстве говорили: да, ты не похож на остальных, но ничуть их не хуже - ты просто другой.
Все рекомендации специалистов применимы не только к детям с ограниченными возможностями, но и к здоровым ребятишкам. Хвалите ребенка за малейший успех, при занятиях не давайте сразу слишком сложных заданий - это развивает неуверенность. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, только с ним самим. Не клейте ярлыков, критикуйте не личность ребенка, а его поведение. Будьте вежливы с детьми, советуйтесь с ними - это очень повышает самооценку. Будьте сами примером адекватного отношения к удачам и неудачам.


Автор: Оксана Жарко
Источник: tumentoday.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ