Архив:

Город не для всех: инвалиды Владивостока отрезаны от жизни

В последнее время много сказано о том, что у всех должны быть равные права. Имеется в виду доступность городской среды в том числе для инвалидов: ведь для них рядовые для обычных людей вещи вроде похода в кино или прогулки по набережной не так уж и просты.

Насколько Владивосток приспособлен для людей с ограниченными возможностями, корреспондент «КП» решил выяснить на практике. Для этого мы вышли на прогулку с Любовью Молнар – она с 20 лет прикована к инвалидному креслу: авария, травма позвоночника…

- Я сперва думала, что я одна такая во всем мире! - признается Любовь Борисовна.

Но все наладилось – в спинальном центре она встретилась со многими колясочниками, ставшими инвалидами в молодости. А когда приехала во Владивосток на лечение в санаторий, познакомилась со своим будущим мужем. Он тоже инвалид-колясочник. Вместе они уже больше 30 лет.

Первый раз на Арбате

Погода вчера на улице стояла просто прекрасная: солнышко, легкий ветерок. К излюбленному месту для прогулок горожан – на Арбат - мы отправились на микроавтобусе, любезно предоставленном общественной организацией инвалидов «Ковчег». Сперва забираем Любовь Борисовну – она уже ждет нас у подъезда. Женщина живет на первом этаже, и пандус устроен с ее лоджии прямо во двор.

- Видите, как у меня прекрасно! Безумно удобно, - улыбаясь, показывает она на свой балкон. – А некоторые ведь годами из дома не выходят, потому что просто спуститься не могут.

d1ade24e4de169ac582fed58d3980a69.jpg

Водитель Юрий открывает багажник микроавтобуса. По нажатию кнопки выдвигается пандус, Любовь Борисовна лихо заезжает на него, и пандус поднимается в салон вместе с ней.

- Машина старенькая уже. На ремонт средств не хватает, вот бы спонсоры обратили на нас внимание, - признается водитель.

e025d13dbe041ae085303abfc3690506.jpg

Кстати, без Юрия наш рейд не получился бы. Он катит коляску по улице, переносит ее через высоченные бордюры на руках.

Итак, Арбат. Здесь мы испытали первый шок: Любовь Борисовна - от того, как здесь красиво, а мы – от того, что женщина здесь впервые. А ведь во Владивостоке она живет уже много лет.

- За всю свою жизнь в этом городе я ни разу не была на Арбате. Я счастлива, здесь прекрасно! - радуется Любовь Борисовна. Она вообще потрясающе оптимистичный человек.

Жаль, но зайти ни в одно из многочисленных кафе или магазинчиков у нас не получилось. Инвалиду здесь явно делать нечего – пандусом ни один вход не оборудован.

В одном ресторанчике администратор на наше предложение соорудить его сказала, что примет к сведению и передаст руководству. И призналась, что такие гости к ним никогда не приходят. Неудивительно, знаете ли.

- Может, вот сюда пойдем? - смеется Любовь Борисовна, показывая на крутую винтовую лестницу к кафешке на втором этаже.

На Арбате, кстати, находится краевое общество инвалидов. Наверное, какой- то нелепый прикол - посмотрите на фото.

Вокзал – пандус для слаломистов

После прогулки по Арбату решили заглянуть в супермаркет напротив железнодорожного вокзала. Тут, кстати, все хорошо: и пандусы есть, и охранники готовы помочь. А вот с визитом на почту не сложилось – к зданию сложно подъехать из-за бордюров, а клиентов здесь принимают на втором этаже, куда нам вход заказан.

3893314794e3a99eae119f7c97a7653f.jpg

Развернувшись, едем в сторону вокзала. К «зебре» подойти прямо с тротуара не получилось: все тот же бордюр - настоящее проклятие для тех, кто с коляской. Пришлось воспользоваться автомобильным выездом и прокатиться прямо по проезжей части.

Между прочим, передвигаться по неровному асфальту очень тяжело. Колеса то и дело проваливаются в ямы и подпрыгивают на кочках. Но мы справились. И вот он – вход на вокзал. Тут есть пандус, но, глядя на него, становится неловко за проектировщика – соорудить такое мог только человек с очень незаурядной фантазией. Следуя логике неведомого архитектора, инвалид должен управлять креслом, как спортсмен-слаломист, иначе по этой «змейке» не проедешь.

83c210712ff645b500cc95addbf9ccab.jpg

Глядя на наше недоумение, охрана зовет на помощь – прибегает сотрудница вокзала.

- Мы всегда готовы помочь. Находим людей, которые помогут подняться, спуститься. Внутри есть лифт, коляска – на всякий случай, - говорит старший инспектор по досмотру Таисия Кононыхина.

- А вот на парковке нет места для инвалидов, - сетует водитель.

Неприступная поликлиника

«Ну уж здесь-то все должно быть в порядке», - наивно думаем мы. И ошибаемся. Поликлиника железнодорожников в районе Некрасовской – точно не для инвалидов. Во-первых, подобраться к ней сложно все из-за тех же бордюров, будь они неладны. У обочин припаркованы машины, так что катиться пришлось прямо по проезжей части – вот уж где адреналин.

Добравшись до входа, понимаем, что наше путешествие окончено: к дверям ведет лестница с невероятно высокими ступеньками.

- Здесь я один не справлюсь, нужно вдвоем коляску нести, - озадаченно говорит Юрий.

Оставив Любовь Борисовну снаружи, заходим вовнутрь - на окне регистратуры висит табличка: «Инвалиды и ветераны ВОВ обслуживаются вне очереди». На вопрос, кто может помочь, женщина в окошке невнятно показывает в сторону поста охраны. Проснувшийся молодой человек в ответ на мою просьбу заявил, что это не входит в его обязанности. Но «чисто по-человечески» - так и быть.

На этом наш рейд закончился. Забраться на виадук или спуститься в переход мы не рискнули.

- Попытки бесполезны. Пандусы сделаны не по размеру, поэтому ничего у нас не выйдет, - уверила меня Любовь Борисовна.

Резюмируем - на улицах Владивостока инвалид вынужден преодолевать препятствия вместо того, чтобы наслаждаться прогулкой. Вынужден чувствовать себя беспомощнее, чем есть на самом деле. Ведь все у нас рассчитано только на здоровых людей.

Комментарий специалиста

Ольга Ворожбит, председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы города Владивостока:

- Ведется работа по социализации людей с ограниченными возможностями. Есть целая программа «Доступная среда», в рамках которой ведется паспортизация объектов, где обязательно должен быть пандус. К сожалению, заведениям, которые находятся не в муниципальной, а в частной собственности, город не может выделить средства на обустройство пандусов. По этим вопросам с предпринимателями ведут переговоры, многие откликаются.

Олеся Куватова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ