Архив:

Продлевая движение. Где и как в Твери сделать протезы, купить ортопедическую обувь и другую подобную продукцию?

Мысль написать данную статью родилась внезапно и вдруг: после беседы со знакомым, как выяснилось – не первый год ходящим в поисках ортопедической обуви для своего деда по некоей замысловатой траектории. Замкнутым кругом эту траекторию назвать, правда, нельзя: нужную обувь люди все­-таки получают. Но совсем не так быстро, как хотелось бы, и не совсем бесплатно, как вроде бы положено.

В процессе подготовки публикации довелось узнать много нового об этой сфере, пройти по нескольким «специализированным торговым точкам» и закончить путь там, где и заканчивается эта траектория для знакомого и его деда: там, где они и получают­-таки желаемое, – в ФГУП «Тверское протезно­-ортопедическое предприятие», что на улице Лукина. Сразу же замечу: существует оно еще с советских времен, когда было единственным предприятием такого профиля в Твери и области.

Сейчас оно – не единственное, и даже далеко не единственное. Хотя – как сказать… На самом деле по­-прежнему только оно единственное, в том числе и в условиях стационара, оказывает услуги  по изготовлению различных протезов, специализированной обуви, корсетов и прочего в полном комплексе и исключительно индивидуально. В стационаре могут пребывать пациенты из районов все то время, пока изготавливается, примеряется, подгоняется нужное им изделие. Более того, здесь они могут под наблюдением врача травматолога­-ортопеда и техника-­протезиста научиться им пользоваться. А, поверьте, управлять, например, протезом, – это отдельная наука, которую еще нужно постичь. И желательно – под руководством специалистов.

Именно здесь раньше и получал обувь дед моего знакомого. Он, как и многие люди пожилого возраста, давно знал «протезку» и пользовался именно ее услугами. Но сейчас на рынок пришли новые поставщики, предлагающие подобные изделия куда дешевле, а соответственно и побеждающие на торгах. Именно к ним, в соответствии с законом, и направляют теперь пациентов. Хотя, как видим, в итоге многие из них приходят все равно именно по старому адресу.

Прояснить ситуацию мы попросили и.о. директора ФГУП «ПрОП» Минтруда России Валентину Царёву.

– Жизнь не стоит на месте, и все меняется: и законы, и руководители. Сейчас, из благих побуждений, законодатель стремится развивать конкуренцию, в том числе в социальной сфере. Увы, часто эта конкуренция сводится к тому, что качество проигрывает стоимости. Региональные отделения проводят торги по закупкам протезно-­ортопедических изделий и средств технической реабилитации преимущественно в форме электронных аукционов, где основным критерием является наименьшая цена и, как следствие, не учитывается индивидуальный подход и качество изделия. Многие аукционы вообще проводятся для «малого бизнеса» – ФГУП в них, естественно, не попадает по статусу, а вот крупные коммерческие холдинги, находя лазейку в законе, делают «независимые» малые предприятия и выходят через них на торги. Предприятия и учреждения социальной защиты не имеют преимуществ и возможности участвовать во многих аукционах, так как законом им никаких преимуществ не положено. В результате поставка вытесняет производство. Протезные предприятия простаивают, отправляют работников в административные отпуска, а коммерческие организации поставляют самую дешевую продукцию для инвалидов за бюджетные деньги. Такая же ситуация и у нас.

Действительно, предприятий, торгующих подобной продукцией, сейчас немало. И цену они предлагают значительно ниже. Скажем, пара сложной ортопедической обуви индивидуального изготовления, стоящая в ФГУП около восьми тысяч рублей, заменяется в них малосложной, массового производства, и предлагается чуть ли не вдвое дешевле.

Почти все такие поставщики тоже обещают в своей рекламе «индивидуальный подход», но не стоило большого труда выяснить, что где-­то «предприятие временно не работает», а где­-то прямо на страницах сайта честно указано «Производитель – Китай» и предлагается выбрать «сложную ортопедическую обувь» по каталогам. Разумеется, такие изделия будут дешевле, но не будут учитывать индивидуальные физические особенности покупателя. Жаль только, что именно на их стоимость и ориентируются организаторы закупочных конкурсов. А потому, как и в истории, ставшей началом этого исследования, пациентам зачастую приходится получать желаемое «не совсем» бесплатно, как то вроде бы обещает закон: при заказе в ФГУП «ПрОП» по, допустим, уже указанной цене в восемь тысяч рублей им будет компенсировано из ФСС лишь около пяти тысяч – то есть только та цена, что определена по последнему заключенному контракту с поставщиком, выигравшим аукцион. Оставшиеся деньги пациенту придется платить из своего кармана. А для многих это весьма накладно. Особенно если дело касается ребенка, который растет, и потому подобные приобретения для него приходится делать довольно часто.

Наверное, это не совсем правильно и не совсем полезно. И для пациента, и, разумеется, для самого ФГУП. Пациентам приходится либо довольствоваться тем, «что дают», либо переплачивать из своего кошелька, либо длительное время ждать, когда ФСС объявит новый аукцион именно под его требования, и не факт, что новый поставщик предложит ему нужное изделие. Предприятие же работает далеко не в полную силу.

Мы побывали в здании на улице Лукина несколько дней назад. Помещения были практически пустыми – период отпусков, в том числе и вынужденных. Одинокий инвалид выясняет в окошке регистратуры, где теперь ему получать обувь, и, недовольно бурча себе под нос, уходит. Видавший виды пандус нуждается в ремонте, ему далеко до современных, установленных в банках и крупных магазинах. Заметно, что «доступная среда» до предприятия так и не добралась. Предыдущему руководству предприятия это было не нужно, а новое всеми силами пытается удержать предприятие на плаву: ему, как я понял, не хватает финансовых возможностей заняться модернизацией. Хотя здесь, в месте, где инвалиды на колясках бывают намного чаще, чем в магазинах и тем более в банках, такая модернизация просто необходима. Опавшие листья в коридоре стационара, где в иные времена учились ходить и отдыхали пациенты, наверное, лучше всего эмоционально характеризуют то настроение, что захватило после экскурсии по зданию. Очень хочется надеяться, что все изменится. К лучшему.

Игорь Владимиров