Архив:

Безграничные возможности. Как строится обучение в профессиональном реабилитационном лицее

В учебных заведениях Петербурга продолжается приемная кампания. Во многих вузах конкурс по нескольку человек на место. Но есть и недобор. Например, в профессиональном реабилитационном лицее. Обучение там строится по иной схеме, нежели в обычных техникумах и колледжах. Для людей с ограниченными возможностями созданы все условия для получения профессии. Главное - неограниченный возрастной ценз. 

Можно даже немного вздремнуть - преподаватели за это не ругают. Реабилитация как часть обучения. У учеников этого лицея серьезные проблемы со здоровьем. Возможность освоить здесь новую специальность для многих - единственный шанс найти работу в будущем. На выбор десять профессий: от швеи до ландшафтного дизайнера. 

Дмитрий Копытов, корреспондент: «Получать профессиональное образование здесь могут даже люди, у которых нет обеих рук. Для этого в одном из научных центров закупили специальный прибор. Его надевают на голову, а камера, установленная на мониторе, улавливает малейшие движения. При помощи поворотов головы можно управлять компьютером». 

Особенностью лицея является и индивидуальный подход к каждому ученику. Если у студента что-то не получается, «двойки» и «незачеты» ставить не спешат. Главное - сделать жизнь молодых людей лучше, а не выполнить учебный план или добиться хороших результатов на бумаге. Сергей поступил в лицей уже с дипломом «Военмеха». В 30 лет понял, что занимается не тем, чем хочет. 

Сергей Герасимов, наладчик компьютерных сетей, учащийся Санкт-Петербургского государственного профессионального реабилитационного лицея: «Так на рынке труда сложилась ситуация, что оказался невостребованным по профессии. Когда закончу обучение, буду работать в технической поддержке, помощником системного администратора».

Условия для особенных учеников создали идеальные. Но каждый год в лицее недобор. Многих родителей и самих молодых людей пугает статус учреждения. Предпочтение отдают обычным школам, техникумам и колледжам. Но реабилитация и адаптация все-таки здесь лучше, уверяет директор лицея. 

Александр Пономарев, директор Санкт-Петербургского государственного профессионального реабилитационного лицея: «Мы принимаем инвалидов без ограничений по заболеваниям, по возрасту. Любой инвалид, который попал в сложную жизненную ситуацию и желающий найти свое место в жизни, может обратиться к нам и найдет здесь понимание. Мы его возьмем на учебу и обязательно поможем с дальнейшим трудоустройством».

Не задействованы в обучении лишь слабовидящие и слепые. Для инвалидов по зрению уже в августе должна заработать другая программа. Желающие пользоваться подземкой смогут вместе со своей собакой-поводырем пройти подготовительные курсы. 

Владимир и лабрадор Пончик вместе уже 8 лет. Они были первыми, кто научился безопасно ездить в метро. Программа подготовки собак для подземки стартовала еще 4 года назад. Затем ее свернули. Сейчас возобновляют. 

Владимир Давыденков: «Если я перемещаюсь по городу, веду активный образ жизни, то без метрополитена я не могу обходиться. Город большой, просто так наземным транспортом далеко не уедешь. Или это будет очень долго и с мучительными пересадками. А в метрополитене собака меня сопровождает по всему маршруту». 

Сегодня инвалидов обучают во многих городских школах, колледжах и университетах. Так называемое инклюзивное образование, когда особенный студент слушает лекции вместе с обычными сверстниками, стало доступным недавно. И то пока не всем. Но практика показывает: работодатель сейчас между двумя специалистами с одинаковыми дипломами чаще выбирает здорового человека. И не во всех вузах сегодня занимаются трудоустройством выпускников. В этом лицее, несмотря на диагноз, вероятность получить желанную должность практически стопроцентная.

Дмитрий Копытов

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ