Архив:

Работа в Интернете: весь мир переходит на «удаленку»

Удаленные формы работы все смелее завоевывают мир. Еще прежде­временно говорить об отмирании офисов, но то, что их роль существенно сокращается, не вызывает сомнений. Для большого числа специалистов присутствие в них уже не оправдано ни экономическими, ни производственными процессами. Современные средства коммуникации позволяют представителям все большего числа профессий трудиться на работодателя из любого места на земле.

Сладкий сон в Интернете 

Наш мир стремительно меняется практически по всем направлениям. Заметные преобразования происходят и на рынке труда. Самое большое влияние на него оказывают информатизационные процессы. Количество интернет-пользователей на планете Земля с 1995 по 2014 год выросло с 35 млн до 2,8 млрд человек. В России эта величина достигла 66 млн человек и возрастает на 5% в год. По данным исследования, в нашей стране 39% от тех, кто пользуется Интернетом, первым делом после пробуждения выходят во Всемирную паутину. А затем уже приступают к другим делам. И неудивительно, что растет количество людей, которые работают с информацией, а это позволяет работать им удаленно. 

Удаленная работа становится главным трендом в сфере трудовых отношений. Число таких людей стремительно возрастает. В США 50 млн сотрудников – а это 45% рабочей силы страны трудоустроены таким образом, что имеют возможность периодически работать дома, а 2,9 млн человек трудятся дистанционно постоянно. В Великобритании 62% компаний имеют удаленных работников, а 34% регулярно находятся вне офиса. В среднем по миру до 45% от численного состава в малом и среднем бизнеса работают удаленно, на крупных компаниях их число приближается к 30%. Больше всего таким способом осуществляют свою трудовую деятельность представители креативных профессий, с высшим образованием и в возрасте 26–42 года. 

Те компании, которые в своей системе управления внедряют гибкое рабочее расписание (с возможностью работать из дома или любого другого удобного места хотя бы время от времени), сильно выиграют в привлечении и удержании высококлассных специалистов, которые, в свою очередь, будут ценить предоставленную возможность и более лояльно относиться к компании. От организации дистанционных рабочих мест выигрывают и бизнес за счет повышения операционной эффективности, и сотрудник за счет улучшения качества жизни и удовлетворенностью работой.

Данный тезис подтверждают результаты эксперимента среди сотрудников большой китайской компании CTrip (16 тысяч сотрудников). Работа из дома увеличила продуктивность на 13%. Эти люди сообщили о большей удовлетворенности своим трудом. По сравнению с остальными работниками компании усталость у них снизилась наполовину. Всего же CTrip смогла сэкономить приблизительно $2000 в год на каждом своем специалисте, работающем по удаленной системе. 

Стирающаяся грань 

В России работа на расстоянии пока еще не приобрела массовый характер. Численность дистанционных сотрудников в ней составляет приблизительно 600 тыс. человек, это менее 1% от экономически активного населения. Однако с большой долей вероятности можно сказать, что ситуация будет меняться. В самом ближайшем будущем можно ожидать взрывной рост их количества. 

Об этом, в частности, свидетельствует проведенное совместное исследование компанией "Битрикс24" с агентством J'son & Partners Consulting. Оно показало, что каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу и имеющий необходимое программное и аппаратное обеспечение, вносит свой вклад в экономику предприятия в размере 170 тыс. рублей за год за счет снижения расходов. Это обуславливает быстрое развитие этого вида труда, согласно прогнозам, в ближайшие 5 лет в России каждый пятый сотрудник компании будет работать удаленно. Совокупная экономия от этого перехода составит более 1 трлн рублей. 

Опрос руководителей компаний среднего, малого и крупного бизнеса в 15 регионах показал, что работа вне офиса уже не воспринимается как "неполноценная", и руководители рас­сматривают ее как реальную альтернативу офисной. Об этом говорит уровень заработной платы, который компании готовы устанавливать для дистанционных сотрудников. В 68% из опрошенных компаний ее размер не зависит от того, где работает сотрудник, а в 12% – дистанционные работники получают даже больше офисных. 

В то же время российские работники ментально пока больше тяготеют к офисному труду, кроме того, сложная жилищная ситуация во многих случаях мешает дистанционной работе, так как не у всех есть возможность работать дома, учитывая, что на человека приходится лишь 10 кв. м жилья без учета аварийного и ветхого. Исследование выявило основные причины роста лояльности к удаленным сотрудникам: это их высокий профессионализм и возможность обеспечить требуемый результат без повседневного контроля со стороны работодателя; сокращение издержек за счет расходов на аренду, организацию рабочего места, электро­энергию, командировочные, накладные расходы; повышение производительности труда за счет организации рабочего процесса с учетом разницы в часовых поясах, возможности работы без отрыва от производства во время командировок, болезни, выездов на производственные объекты и возможность нанять больше сотрудников за счет высвободившихся финансовых средств; примерно четверть опрошенных полагают, что сотрудники, работающие вне офиса, выполняют работу более качественно; расширенные возможности для рекрутинга в связи с увеличившимся рынком труда, когда можно найти профессионала без привязки к местности, обеспечить занятость сотрудников в декретном отпуске, привлечь людей с ограниченными возможностями. 

Подавляющее большинство удаленных работников – это профессионалы, для которых самодисциплина не является проблемой. В первую очередь это программисты – 51%, дальше идут сотрудники служб поддержки клиентов (38%), дизайнеры (27%), аналитики (15%) и сотрудники финансового департамента (15%). По данным опроса, контроль рабочего дня дистанционных сотрудников осуществляет 59% компаний, но более половины опрошенных руководителей признались, что это лишь формальность.

Согласно имеющимся расчетам, компания из 10 человек при переводе половины сотрудников на дистанционную работу может сэкономить 3% выручки только лишь за счет аренды офиса. Снижение расходов складывается из четырех факторов: отсутствия необходимости тратить время на дорогу (совокупная экономия 22 млрд рублей), доступ к рабочему месту даже в период больничных отпусков (5 млрд рублей), экономия на содержании офисного места (38 млрд рублей без учета возможных доходов от сдачи в аренду высвободившихся офисных площадей и 64 млрд рублей – с учетом сдачи в аренду) и снижении затрат на оплату труда за счет расширения географии найма (3 млрд рублей). Совокупный экономический эффект от дистанционной работы в масштабах страны составляет около 94 млрд рублей в год. 

Для успешной организации удаленной работы решающее значение приобретает программное обеспечение. Исследование показало, что 83% компаний, использующих сервисы для организации работы сотрудников вне офиса, отмечают их влияние на экономическую эффективность бизнеса. При этом 19% оценивают это влияние как сильное, и 57% как среднее и только 7% как слабое. 

В дальнейшем влияние этих сервисов будет увеличиваться, прогнозирует Светлана Водянова, генеральный директор агентства J'son & Partners Consulting. При этом основной фокус их развития находится даже не в сфере увеличения количества дистанционных работников, а в сфере оптимизации бизнес-процессов. Руководители задумываются о том, чтобы как можно больше функций сотрудник мог выполнять без привязки к офису, из любого места, где бы он ни находился. Грань между офисной и удаленной работой стирается и присутствие на рабочем месте становится все менее важным. Так что будущую картину рынка программного обеспечения для дистанционной работы, скорее всего, будут определять комплексные сервисы, где есть все возможные инструменты для работы, а крупные компании часто будут сами разрабатывать подобные решения.

Новые возможности 

Для России удаленная модель работы – это еще и возможность повышения производительности труда в ряде сфер. А она по-прежнему очень существенно отстает от выработки на одного работающего в передовых государства. Если сравнивать с США, то производительность труда в энергетике составляет 15% от американской, в жилищном строительстве – это 21%, 23% – в розничном банковском секторе, 31% – в розничной торговле, в сталелитейной промышленности – 33%. Одна из основных причин такого отставания – устаревшие формы организации труда, избыток ненужных функций и процессов, а также дефицит навыков управления проектами и персоналом при зачастую избыточном числе сотрудников. 

Но для России важна не только оптимизация работы тысяч компаний, не менее важно создавать новые, принципиально иные модели организации труда и бизнеса. Сегодня в стране насчитывается до 20 млн самозанятого населения. Это та почва, которая позволяет организовывать принципиально иной тип предприятий: малое с точки зрения располагаемых ресурсов: кадров, основных фондов, финансовых потоков и большое с точки зрения решения бизнес-задач: абонентской базы, интенсивности и объемов осуществляемых операций и капитализации. Американский опыт свидетельствует, что удаленная работа в банковском секторе снижает издержки в 10 раз. В России оборот on-line торговли за период с 2008 по 2014 год вырос в 10 раз, а оборот интернет-банкинга – в 8 раз.    

Модернизация общества невозможна без повышения социальной мобильности населения. Удаленная форма труда позволяет достичь ее, не требуя от людей переезда в другой регион или даже страну. Границы становятся еще более условными. И разве это не тот мир, о котором мы давно мечтаем.

Владимир Гурвич

Источник: Трибуна

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ