Архив:

Недоступная Махачкала

Плохие дороги для Махачкалы – не новость, об этом часто говорят. Люди жалуются, страдают, но терпят. Но, кроме этого, город полон разбитых тротуаров. В некоторых случаях они полностью или частично отсутствуют. Все это делает город недоступным для людей с ограниченными возможностями, которые просто не могут выйти на улицу. 

Чтобы увидеть, как им живется в Махачкале, корреспондент КАВПОЛИТа вышел на прогулку с маломобильной жительницей города Барият.

А посередине – столб

Кто-нибудь задумывался, как в коляске проехать по тротуару, посреди которого яма залитая водой? Или по тротуару, ширина которого не больше 50 см? А если там еще торчит столб?

Для тех, кто достаточно здоров, чтобы передвигаться на своих ногах, город – своего рода полоса препятствий. Но как быть тем, кто не может ходить? Сидеть дома?

Путешествие началось с дома Барият, и прошли мы с ней по самым центральным улицам города.

Улица Ярагского пестрит всевозможными вывесками. Здесь найдешь все: магазины одежды, телефоны, кафе, рестораны, вузы, стадион, аптеки и т. д.

Вот только найти здесь тротуар, видимо, уже не получится. Многочисленные коммерческие постройки с каждым днем захватывают все больше и больше территории обочины.

c2f09948b76ac662446aba39396007c3.jpg

Дороги узкие, еле помещаются две машины на каждой из полос движения. Постоянные «пробки». А тут еще и неправильно припаркованные автомобили – люди оставляют машины там, где желают. Никакие правила дорожного движения на этой улице не действуют.

Чтобы заехать на тротуар с девушкой на инвалидной коляске, пришлось попросить автомобилиста убрать машину с пандуса. Парень лет 23-х, худощавый и приветливый, поспешил к своему авто, чтобы мы могли продолжить путь.

Заезжаем на тротуар. Прошли 20 метров и первое препятствие — дорога разворочена, дальше идти только по трассе. Обходим этот отрезок пути навстречу автомобилям – и возвращаемся на тротуар.

Через 15 метров нас вновь ждет поломанный тротуар. В этом месте строится новый магазин, все вокруг разворочено. Будущий коммерческий объект огорожен забором, и, видимо, ждет лучших времен.

Эту часть пути тоже пришлось обходить. Ширина тротуара не больше 50 см. Но это еще полбеды – через 40 метров мы упираемся в столб. Как проехать на коляске через это препятствие?

688097585aadc8f4379af819b84b55ba.jpg

Мы только начали путь, а уже то и дело приходится забираться и слезать с тротуара. Чтобы заехать на него без пандуса, нужно приподнять передние колеса инвалидной коляски, подвести их к тротуару, опустить переднюю часть коляски на бордюр, а затем сзади поднять ее и подвинуть вперед.

А ведь в коляске сидит человек. И к его весу добавляется вес инвалидного кресла. От провожатого требуется недюжинная сила и упорство.

За нашими мучениями наблюдали прохожие, останавливались, предлагали помощь. Люди в городе отзывчивые, всегда готовы помочь, это приятно радует.

О ямах и столбах на улице Ярагского можно бесконечно рассказывать. Но лучше прогуляться и осмотреть все самому. Здоровые люди не обращают внимания на эти мелочи, потому что могут их обойти.

«Ишь ты, катаются они тут!»

Чтобы добраться до ул.Гамзатова (Ленина) мы приложили немало усилий.

Такого хаоса, как на предыдущей улице, здесь нет. Но уж очень высокие пандусы. В некоторых местах они установлены таким образом, что легче было бы обойтись без них.

А дальше – море. Это недоступное место для людей с ограниченными возможностями. Мы немного постояли на Родопском бульваре, поглядели на море и двинулись дальше в путь.

30ccdbaa7d6015e56c309973b268a873.jpg

Вернулись на Гамзатова. Увидели, что проезжает новый автобус, решили поехать на нем. Но вот оказалось, что пандус у транспорта сломан, и Барият пришлось поднимать и спускать с автобуса двум пассажирам-мужчинам. Начинаешь думать, что в этом городе нет ничего целого.

С ЦУМа до ул.А.Султана по ул.Гамидова добирались своим ходом. Люди отпускают уразу и город оживает. Кто-то возвращается с работы, машины беспорядочно едут каждая в свою сторону. Горят вечерние фонари.

Недалеко от супермаркета «Караван» на Гамзатова к нам подошла бабушка. «Дай Аллах тебе здоровья доченька, поправляйся», — похлопала по плечу Барият пожилая женщина, добрая, улыбчивая.

А когда мы шли по аллее на ул.Гамидова, нам встретилась маленькая девочка лет пяти. Увидев нас, она громко возмущается: «Ишь ты, катаются они тут!». Ребенок явно позавидовал, еще не понимает всю трагичность ситуации. Захотелось ей сказать, чтобы она никогда не узнала, что это такое – вот так «кататься».

Наше путешествие было долгим, препятствия, созданные городом, сделали его еще и трудным. Коляска Барият никогда не видела таких приключений.

ff743efcae774f21333c0272e444910d.jpg

В Махачкале нет ни одной улицы с полноценным тротуаром, с правильно установленными пандусами. Это доказано экспериментально корреспондентом КАВПОЛИТа.

Даже к улице Гагарина, не так давно отремонтированной, есть нарекания. Реконструкция дороги, напомним, продолжалась в течение 2009–2011 годов, потратили на нее 254 млн рублей.

Прошло не так много времени с момента ремонта. Но тротуары уже нуждаются в починке. Ямы, испорченные пандусы не дают людям с ограниченными возможностями нормально передвигаться даже по этой новенькой дороге.

Колясочники подождут?

Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и запрещает социальную (и другую) дискриминацию. Другими словами, все должны иметь равные возможности пользоваться жилищным фондом, независимо от физического состояния.

Статьи 15 и 16 в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» касаются обеспечения свободного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). 

Фаина Качабекова

Источник: Кавполит

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ