Архив:

Жизнь – не по карману. Карельские инвалиды-колясочники оказались за чертой милосердия

Инвалиды месяцами не получают подгузники, а на свои жалобы в ответ слышат традиционное - «нет денег». Здоровому человеку сложно даже теоретическим представить, с каким сложностями каждый день сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Например, чего стоит сходить в туалет. Между тем многим карельским инвалидам порой просто не по карману справиться с естественными потребностями. И это не злая шутка.

По закону, после прохождения медико-социальной экспертизы для инвалидов разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, где зафиксировано, чем государство обязано снабдить человека, чтобы хоть немного облегчить ему жизнь. Для инвалидов-колясочников предусмотрены, так называемые, технические средства реабилитации, то есть подгузники и пеленки, которые они должны бесплатно получать из Фонда обязательного социального страхования.

Председатель петрозаводской общественной организации инвалидов «Доброта» Ядвига Пустоход (на фото сверху) рассказала, что сегодня обеспечение подгузниками для инвалидов-колясочников превратилось в самую болезненную тему. Карельское отделение фонда соцстраха заняло, по ее мнению, удобную позицию. Инвалиды месяцами не получают подгузники, а на свои жалобы в ответ слышат традиционное - «нет денег».

7d070dc273bf8a6ec9a4a8c9f592ba50.jpg

Порталу «Петрозаводск говорит» удалось переговорить с инвалидами, проживающими не только в Петрозаводске, но и в районах республики. Люди находятся в отчаянии. Они вынуждены тратить последние деньги, чтобы хоть как-то удержаться «на последней черте». Одна из моих собеседниц призналась, что ей приходиться ограничивать себя в воде, чтобы снизить затраты на памперсы. По этическим соображениям мы изменили имена и фамилии тех, кто решился рассказать о буднях карельских инвалидах. 

По милости фонда 

- Так устроен человек, что он дышит, ест, пьет и ходит в туалет. Об этом говорить стесняются, но инвалиды страдают и морально, и физически. Они не могут без посторонней помощи сходить в туалет. Для таких инвалидов памперсы, пеленки, подгузники — единственный выход из ситуации, , - рассказывает петрозаводчанка Раиса Федорова. – В индивидуальной программе реабилитации зафиксировано сколько подгузников или пеленок, какой наполняемости, какого качества необходимо в день конкретному инвалиду.

Теоретически фонд соцстраха должен ежемесячно выделять нам установленное количество подгузников и пеленок. Однако, поставки нерегулярные, мы никогда не знаем, когда нам привезут изделия и в каком количестве. По почте нам присылают официальную бумагу, где указано наименование товара и его количество. Но нет никакой информации, за какой месяц осуществлены поставки.

Человек не знает, когда в почтовом ящике он обнаружит очередную «птицу счастья». Может через месяц, а может через квартал. А в туалет, извините меня, ходить нужно каждый день.

Поставщики постоянно меняются, доставка на дом порой не работает, так что приходится кого-то просить, чтобы привезли. Причем, памперсы выдают на одном конце города, а пеленки — на другом. Были случаи, когда я получала памперсы более низкой впитываемости, чем зафиксировано в моей программе реабилитации. Наверное, фонд на этом экономит.

86539e9987ed58d99bde7e408523ffbe.jpg

В последнее время взяли моду забирать у нас направление, по которому можно определить что и в каком количестве нам выдали. В последний раз я подписала два акта приемки товара, а водитель стал требовать, чтобы я отдала и направление. Я пыталась доказать, что у меня должен остаться хотя бы один экземпляр акта, но водитель все забрал. В последний раз, когда привезли пеленки, я направление принципиально не отдала и оставила один экземпляр акта приемки.

Понятно, что фонду удобно, когда на руках у инвалидов не остается никаких документов и мы даже не знаем, сколько и чего нам недопоставили. В этой ситуации фонд получает полную свободу действий. Дозвониться до фонда очень трудно, включается автоответчик, так что и пожаловаться нельзя. В прошлом году поставки были нерегулярные, а в 2015 году и вовсе стало плохо.

По словам Раисы Федоровой, у нее в программе реабилитации значатся еще и урологические прокладки. В фонде сказали, что этот товар отменен. Но при этом женщине предложили приобрести прокладки за свой счет, дескать, потом возместим стоимость.

- Я не понимаю, как они собираются возместить стоимость, если эти прокладки отменены? К тому же они возмещают стоимость, исходя из оптовых расценок, которые значительно ниже, чем в аптеках, - пожаловалась Федорова.

Петрозаводчанка Алевтина Андреевна ухаживает за мужем. Ему в октябре прошлого года сделали операцию, после которой он перестал ходить. «В марте, - рассказала женщина, - пришло уведомление, что должны доставить 30 пеленок и 60 памперсов. Это месячный объем. В фонде сказали, что изделия должны привезти на дом. Мы ждали, но так и не дождались. За памперсами пришлось ехать на Шуйское шоссе, а пеленки мы получали в другом месте», - рассказала собеседница. Она очень опасается, наслушавшись рассказов инвалидов, что со снабжением изделиями, которые так необходимы ее мужу, будут серьезные проблемы.

9921ba9ff6e1cda4cd06d9d799fefaf9.jpg

Государственные гарантии за свой счет 

Лариса Викторовна уже и не надеется, что получит из фонда положенные по закону изделия.

- Приходится покупать памперсы самостоятельно. Мне в фонде сказали, мол, денег нет, покупайте сами, а мы потом вернем. Но для того, чтобы получить свои деньги, нужно оформить целую кучу бумаг, а деньги придут на почту. В фонде словно не понимают, что даже до почты больному человеку на коляске сложно добраться. Да к тому же возвращают не полную стоимость, а небольшую часть. В общем, я купила себе на 500 рублей 10 штук, мне на пять дней хватило, а дальше не знаю, что делать. Пенсии с трудом на жизнь хватает, - с горечью заметила Лариса Викторовна.

Надежда Ларионова уже 12 лет «прикована» к коляске. По ее словам, серьезные перебои с доставкой индивидуальных средств реабилитации начались прошлом году.

- Я неоднократно звонила в фонд социального страхования, но у них один ответ на все случаи жизни: «Нет денег». Все документы, подтверждающие количество полученных памперсов и пеленок, у нас отбирают, поэтому четко посчитать, сколько и чего я недополучила, очень сложно. Приходится покупать с рук по объявлениям, так получается выгоднее, чем возмещать свои расходы через фонд, да и нервотрепки меньше. Конечно, обидно, что с нами так несправедливо поступают. Но куда на фонд жаловаться? Некуда, - сказала Ларионова.

Ольга из Питкярантского района не может ходить вот уже 10 лет.

- В прошлом году технические средства мне привозили 2-3 раза. В фонде говорят, мол, покупайте за свой счет, но это очень невыгодно. Телефон в фонде на автоответчике, даже претензии высказать некому. Раньше у нас на руках хоть какие-то документы оставались, а сейчас все подчистую забирают, так что и не докажешь никогда, сколько тебе памперсов выдали, - пожаловалась женщина.

Много претензий к фонду накопилось и у Марины Леонидовны, которая вот уже 9 лет передвигается только на коляске. В 2015 году женщина за четыре месяца только раз получила месячную норму памперсов. И то пришлось выпрашивать. По ее словам, она объяснила, что ей необходимо выехать в пряжинскую больницу на реабилитацию, а без памперсов доехать нереально. Над ней сжалились. По словам женщины, никаких документов, свидетельствующих о количестве поставленного товара, у нее не остается, так что проконтролировать фонд - нереально.

d1192698228a780c40fc5a9728513f11.jpg

Марина Леонидовна пожаловалась, что на дом ей изделия не привозят и, когда наконец-то приходит направление, приходится просить родственников забрать товар. По расчетам женщины, когда покупаешь памперсы за свой счет в аптеках, то инвалиду возвращается меньше половины затраченной суммы. За 30 штук в аптеке, рассказала она, нужно заплатить примерно 1,1 тысячи рублей, а возместят порядка 460 рублей.

- Приходиться покупать памперсы по-минимуму, экономить. У меня уходит 5 тысяч рублей в месяц только на технические средства, без памперсов я не могу существовать. Но, если покупать, что называется по потребностям, то с моей пенсией можно вылететь в трубу, - с обидой в голосе заметила женщина.

Крайние меры

С Екатериной из поселка Лоухи беда приключилась два года назад: после неудачно сделанной операции отказали ноги. По ее словам, снабжение индивидуальными средствами реабилитации очень плохое. Памперссы и пеленки доставляют в местное отделение пенсионного фонда. В прошлом году изделия привозили только два раза. По словам женщины, она звонила даже в Минздрав России, но там ей сказали, что никаких проблем с деньгами нет, дескать, Карелии все, что положено выделяют, требуйте в фонде.

- А как требовать? Даже дозвониться до фонда нельзя, постоянно срабатывает автоответчик. У меня 3-4 тысячи рублей в месяц уходит только на памперсы. Я стала меньше пить. Дошло до обезвоживания организма. Врачи во время последнего обследования отругали, объяснили, что так я посажу почки. А по-другому просто не выжить, - сделала неутешительный вывод моя собеседница.

cd55926e42556e5501f68cccf2dade52.jpg

Фонд предлагает компенсацию 

О ситуации, сложившейся в Карелии с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, рассказала начальник отдела социальных программ карельского отделения Фонда обязательного социального страхования Светлана Гурова.

- Граждане встают на учет, мы рассчитываем потребность и получаем деньги. К сожалению, финансирование поступает в недостаточных объемах, - сказала Гурова. По данным фонда, в 2014 году потребность Карелии на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации составила 162 миллиона рублей, а фактически поступило 125 миллиона рублей. В результате, что инвалиды были обеспечены техническими средствами реабилитации лишь на 77,2 %.

В 2015 году расчетная потребность снизилась в Карелии до 148,5 миллиона рублей. При этом фонду уже выделено 72,2 миллиона рублей. 

Выходит, Карелии уже доведена полугодовая сумма. Почему же тогда инвалиды не получили памперсов, так сказать, в полном объеме? Ведь за январь и февраль поставок не было. Как объяснила начальник отдела, проблема в длительности проведения процедуры госзакупок, которая занимает от одного до двух месяцев.

- У нас аукционы прошли в феврале, а в марте мы уже отправили гражданам первые направления. В мае мы опять отправили документы на получение подгузников. Еще один аукцион состоится в июне и после 27 июля инвалиды вновь получат направления, - рассказала Светлана Гурова. По ее словам, фонд имеет право объявить аукцион только в пределах доведенных лимитов.

72ad00c2938e8ec325371592c96d6c39.jpg

Всего насчитывается около 40 видов технических средств реабилитации, среди которых значатся дорогостоящие протезы, кресла-коляски, ортезы.

- Деньги тратятся пропорционально. Мы не можем все деньги истратить на подгузники, - сказала сотрудница фонда.

Попытаемся взглянуть на ситуацию глазами больного человека. Подгузники нужны каждый день, а первую поставку технических средств реабилитации в 2015 году инвалиды получили в конце марта. Что же делать обездвиженному человеку?

- Для подобных ситуаций предусмотрена компенсация, - пояснила Светлана Гурова. Инвалид самостоятельно приобретает памперсы, а потом предъявляет в фонд чеки, чтобы ему компенсировали расходы.

Если абстрагироваться от того, что порой инвалиду-колясочнику физически бывает тяжело доехать до почтового отделения, чтобы получить денежный перевод, существует другой принципиальный момент. Возмещение затрат происходит, исходя не из реально потраченных человеком денег, а из расчета закупочной цены технических средств реабилитации по результатам последнего аукциона. Но Светлана Гурова не видит и в этом особой проблемы.

- Вот, например, заявка на возмещение 2435 рублей, из которых 1847 мы возвращаем. Не много они теряют, - начальник отдела даже продемонстрировала чеки одной из петрозаводских фирм, торгующих подгузниками по 26-28 рублей за штуку. По ее словам, на компенсационные выплаты в фонде деньги есть. В 2015 году на эти цели заложено 12 миллионов рублей.

- Почему на приобретение подгузников денег нет, а на компенсацию расходов они есть? - пыталась я понять логику.

- Это разные статьи расходов, - Светлана Гурова не добавила ясности.

По ее мнению, гражданам следует либо подавать заявление на компенсацию, либо ждать, когда фонд закроет долги. Причем никаких гарантий, что долги будут закрыты, в фонде дать не могут. По информации фонда, долги прошлого года до сих пор не закрыты. Правда, начальник отдела утверждает, что «звонков по качеству и по стоимости технических средств реабилитации в фонд не поступает».

1396edd85ef34db076bf5650a900170a.jpg

Как узнать инвалидам, когда фонд в очередной раз снабдит их подгузниками?

- Гражданин может нам позвонить и мы расскажем, - сказала Гурова.

По поводу жалоб людей на то, что поставщик забирает все документы, начальник отдела сказала: 

- На руках у инвалидов должен оставаться акт приема-передачи товара. Согласно условиям контракта на 2015 год, поставщик обязан подгузники и другие технические средства реабилитации поставить на дом. При этом направление и отрывной талон поставщик забирает. Но инвалидам должны предоставить на подпись акт приема-передачи товара в трех экземплярах, один из которых должен остаться у гражданина. Если бы к нам поступила хоть одна жалоба на поставщика, мы тут же написали бы претензию.

В фонде существует телефон «Горячей линии» - (8142) 79-10-33. По вопросам обеспечения техническими средствами реабилитации можно обратиться также по телефонам — (8142) 79-10-34; 79-10-30; 79-10-24; 79-10-23; 79-10-20.

Семь бед — один ответ

Единственный реальный выход для инвалидов-колясочников, который сегодня предлагает фонд соцстраха, связан с денежной компенсацией. Мы решили обойти петрозаводские аптеки, чтобы убедиться, насколько обоснованы жалобы инвалидов.

Сегодня фонд возмещает подгузники размера М из расчета 20,53 рубля за штуку, а размер L — 23,22 рубля за подгузник. А вот реальные цены: в аптеке «Фармакор» памперсы М стоят от 52 до 53,1 рубля за штуку, а размер L продается от 48 до 72,9 рубля за штуку в зависимости от упаковки. В «Карелфарме» подгузник М можно приобрести за 64,25 рубля, а размер L- за 65,27 рубля. В сети «Луиза» подгузники М стоят от 47,1 до 49,5 рубля, а размер L продается по цене от 51,7 до 62,7 рубля. Другими словами, если человек подаст документы на возмещение, то ему вернут меньше половины истраченной суммы.

Следов компании, о которой нам рассказали в фонде соцстраха, нам обнаружить не удалось. В фирме с идентичным названием, которую мы нашли в интернете, на вопрос о подгузниках рассмеялись, объяснив, что никакого отношения к подобной продукции не имеют.

В социальных сетях распространители предлагают подгузники по сравнительно невысоким ценам — порядка 20 рублей за штуку. Но в этом случае инвалид не получит никаких чеков, которые можно было бы предъявить на возмещение, да и качество изделий никто не гарантирует. Но люди от безысходности часто идут именно на этот вариант. Им дешевле вообще с фондом не связываться, а выкручиваться самостоятельно.

Откровенно говоря, аргументы специалистов фонда о нехватке денег, лично меня не убедили. Непонятно, почему фонд, получив полугодовой объем финансирования, так и не обеспечил инвалидов памперсами за январь и февраль 2015 года.

Зато в фонде активно предлагают инвалидам компенсацию, что для людей крайне невыгодно и неудобно. И тем, кого этот вариант не устраивает, предлагают, как выразилась

Светлана Гурова, «набраться терпения».

- Может быть, инвалидам начать подавать в суд?

- Не стоит, зачем? Я бы не рекомендовала подавать в суд, потому что фонд всегда исполняет свои обязательства, - сказала Гурова. 

Казалось бы, вот она — многомиллионная забота о больных людях, которых государство даже памперсами снабжает бесплатно. Увы, на деле помощь часто растворяется в запутанной и непонятной «бухгалтерии» фонда соцстраха. Государство в очередной раз «хитрит», обрекая больных людей на унизительное существование.

Антонина Кябелева

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ