Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Станции метро адаптируют для инвалидов

В правительстве обсуждается вопрос о доработке и продлении государственной программы «Доступная среда» до 2020 года. Изначально предполагалось, что программа завершится в 2015 году, однако было принято решение о ее продолжении. Одним из пунктов программы предлагается закрепить увеличение доли станций метро, доступных для инвалидов, в общем количестве станций метро с 9,6% в 2015 году до 14,6% к 2020 году. 

Эти работы предлагается выполнить в рамках реализации мероприятий, включенных в программы субъектов по обеспечению доступности приоритетных объектов инфраструктуры для инвалидов. В целом правительством предлагается увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, с 51% в 2015 году до 73% к 2020 году. Всего, согласно данным Росстата, количество инвалидов в России составляет почти 13 млн человек. На указанные процедуры правительством, по примерным подсчетам, предлагается выделять ежегодно по 3 млрд рублей из федерального бюджета, а оставшиеся необходимые средства — за счет программ развития субъектов.

Как пояснили «Известиям» в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, в рамках реализации госпрограммы «Доступная среда» до 2020 года должна быть обеспечена комплексная доступность отдельных станций метрополитена. При этом дооборудование станций метро должно затрагивать интересы инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением зрения и нарушением слуха.

— Решение вопроса беспрепятственного доступа станций метро для инвалидов планируется осуществлять путем расширения дверных проемов и дооборудования пандусами лестничных маршей вестибюлей, оснащения мобильными подъемниками и оборудованием для перемещения на эскалаторах инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, нанесения контрастной разметки на лестничных маршах, оснащения системами «индукционная петля» и информационными указателями с применением аудио- и видеодублирования, — говорят в пресс-службе ведомства.

Стоит отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления должны обеспечивать (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах транспортной инфраструктуры.

Однако, как подметили в пресс-службе ведомства, говорить о том, какие именно станции будут оборудованы, еще рано, потому что сама программа еще не утверждена.

— Какие именно станции метро будут приспособлены в первоочередном порядке, должны будут определить регионы и затем доказать обоснованность такого выбора на заседании координационного совета по контролю за ходом реализации госпрограммы, — добавили в пресс-службе.

Всего в России существует 7 метрополитенов: Московский (196 станций), Петербургский (67 станций), Новосибирский (13 станций), Самарский (10 станций), Екатеринбургский (9 станций), Казанский (10 станций) и Нижегородский (14 станций). 

Если смотреть по количеству станций, оснащенных для инвалидов, то их не так уж и много. В московском метро из 196 станций всего 27 оборудованы для использования инвалидами: Сокольническая линия («Тропарево», «Румянцево», «Саларьево»), Замоскворецкая линия («Ховрино», «Красногвардейская», «Алма-Атинская»), Арбатско-Покровская линия («Славянский бульвар», «Кунцевская», «Строгино», «Волоколамская», «Митино», «Пятницкое шоссе»), Калужско-Рижская линия («Новоясеневская»), Таганско-Краснопресненская линия («Спартак», «Лермонтовский проспект», «Жулебино», «Котельники»), Калининско-Солнцевская линия («Деловой центр»), Люблинско-Дмитровская линия («Борисово», «Шипиловская», «Зябликово»), Бутовская линия («Битцевский парк», «Лесопарковая», «Улица Скобелевская», «Бульвар адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская Аллея»).

В ближайшие несколько лет откроются 10 станций на Калининско-Солнцевской линии, которые также будут обустроены для использования инвалидами: «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки», «Мичуринский проспект», «Очаково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино», «Рассказовка».

В других метрополитенах только три имеют подобные станции, остальные находятся в процессе строительства или проектирования: Петербургский метрополитен (станция «Ленинский проспект»), Новосибирский метрополитен (станция «Золотая Нива») и метрополитен Нижнего Новгорода (станция «Горьковская»).

Как пояснил председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, пока дело с доступностью метро для инвалидов «никак не обстоит». 

— Его никогда не строили с учетом инвалидов разных категорий. Мы ратифицировали конвенцию о защите прав инвалидов, и это не просто документ, по которому мы должны быть вежливыми с инвалидами. Она нас ко многому обязывает. В связи с ней мы привели в соответствие целый блок социального законодательства и 25 отраслевых законов. По ней, если вы начинаете строить новую станцию метро, то обязательным требованием является ее приспособление и обслуживание для инвалидов различных групп, — отметил Рязанский. — Сейчас речь уже идет о реструктуризации старых действующих станций. Часть средств будет идти из федерального бюджета, а часть — из региональных.

Глава профильного комитета также подчеркнул, что реализация будет происходить постепенно, потому что за 5 лет привести все станции метро в соответствие не является возможным из-за величины требуемых ресурсов.

— Сегодня есть понимание в обществе и на уровне государства, что прежде всего есть проблемы развития социальной сферы для людей с физическими ограничениями. Надо развивать, какие-то узкие места решать и положение дел нужно улучшать. Это всё отражается в программе «Доступная среда» и поправках в законодательство России в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов, — говорит руководитель ассоциации родителей детей-инвалидов Сергей Колосков.

Павел Панов

Источник: Известия

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ