Архив:

Священник и душевнобольной

В России примерно пятнадцать процентов населения страдает психическими заболеваниями. На приходах Русской Православной Церкви процент таких людей существенно больше, потому что Церковь есть врачебница, привлекающая людей с серьёзными проблемами и душевной болью.

Так отметили актуальность заявленной темы участники круглого стола «Пастырская работа с душевнобольными людьми», который прошёл 17 июня в Издательском совете Русской Православной Церкви под сопредседательством митрополита Калужского и Боровского Климента и митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. В мероприятии приняли участие члены Межсоборного присутствия,  приглашённые эксперты-психиатры, священники, имеющие практический опыт работы с душевнобольными.

Священник – очень притягательная фигура для людей, страдающих психическими заболеваниями. Они могут подойти с вопросом просто на улице, если увидят подрясник, прийти в храм на исповедь, на богослужение, они довольно часто ищут постоянного духовного окормления, становятся усердными прихожанами.

Воцерковляясь, находя в приходской жизни дополнительные опоры, психически больные люди порой пытаются возложить на пастыря большую долю ответственности за своё состояние. Им хочется, чтобы священник дал им жизненно важный совет, принял за них решение, принимать или не принимать лекарства, ложиться в больницу или ехать к старцу на отчитку.

Участники круглого стола приводили много примеров из жизни, свидетельствующих о том, как важно для священников умение видеть случаи тяжёлых психических расстройств у прихожан. Например, был случай, когда священник спас жизнь человека, вызвав прямо в храм бригаду для его госпитализации. В другом случае неумеренный пост с молитвой, возложенный на себя человеком, у которого священник не разглядел душевного заболевания, закончился летальным исходом.

Протоиерей Андрей Лоргус, директор Института христианской психологии, в свою очередь, отметил, что у верующих людей с депрессивными расстройствами есть свои особенности молитвы: им трудно выполнять длинные правила по «Молитвослову» – те не вызывают у больных никаких чувств, а потому лучше заменять их правилом Серафима Саровского и молитвой Иисусовой. С осторожностью нужно подходить и к посту: при некоторых психических заболеваниях голодание противопоказано, потому что может стать для больного формой саморазрушения.

«Само по себе воцерковление человека к его психологическому и психиатрическому исцелению не приводит», – отметил отец Андрей Лоргус.

Декан психологического факультета Российского православного университета протоиерей Петр Коломейцев рассказал о сложностях духовного окормления верующих семей, где категорически отрицают явное психическое заболевание у кого-то из ее членов. Психиатрический диагноз там почему-то считают стыдом и позором, а вот беснование, одержимость романтизируют, «потому что это духовные состояния». Например, родители девушки, которая спала в шапочке из фольги, опасаясь проникновения представителей спецслужб в её мысли, ссылались на мнение «старца», утверждавшего, будто «шизофрении на самом деле нет», возили дочь с одной отчитки на другую и отказывались обращаться к врачам.

Участники мероприятия обсудили и такую проблему, как распространение индуцированного психоза в церковной среде. Бывают случаи, когда бредовая система больного становится «заразной» для других людей. Есть темы, которыми «загораются» люди с неустойчивой психикой: это конец света, электронные документы, «жениться уже нельзя», ювенальная юстиция, прививки, всемирный заговор и так далее. «Такие вопросы требуют создания специальной группы, включающей в себя священников, богословов, психиатров», – отметил в своём докладе заместитель директора по научной работе Научного центра психического здоровья РАМН Григорий Копейко.

Заместитель директора Научного центра психического здоровья РАМН Василий Каледа предложил обязательно ввести во всех духовных учебных заведениях курс «Пастырская психиатрия». Его инициативу поддержали и другие участники круглого стола. Заместитель директора Научного центра психического здоровья РАМН Ольга Борисова отметила, что священники иногда испытывают страх перед душевнобольными людьми. По мнению заместителя директора по научной работе Научного центра психического здоровья РАМН Григория Копейко, священнику важно уметь принимать исповедь у людей с самыми разными нарушениями: у старушки с деменцией, у ребёнка-аутиста…

Заведующий кафедрой и клиникой психиатрии Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, главный психиатр Министерства обороны Владислав Шамрей отметил, что важно не только образовывать духовенство в вопросах психиатрии, но и  рассказывать врачам-психиатрам о роли религии. «Религия является важнейшим личностным ресурсом», – подчеркнул он. По словам В. Шамрея, убеждения медицинского работника – его личное дело, но то, что пациент ходит в церковь, должно восприниматься врачом как ресурс, как то, что даёт поддержку, служит опорой в жизни. Он с сожалением указал на «разрушительные случаи», когда врачи не отпускают пациентов на богослужения даже в больничный храм.

«Я за сотрудничество "армии чёрных" и "армии белых"», – отметил протоиерей Пётр Коломейцев, указывая на важность сотрудничества духовенства и медиков в деле душепопечения.

О своём опыте окормления пациентов психиатрической больницы рассказал протоиерей Михаил Сердюк, руководитель социального отдела Белгородской епархии. Он продемонстрировал фотографии богослужений в устроенной при больнице молитвенной комнате. По словам отца Михаила, для семинаристов в больнице есть послушание: выполнять обязанности младшего медицинского персонала – санитаров, чтобы лучше познакомиться с особенностями душевнобольных. Правда, пока не решён вопрос, нужно ли семинаристам работать в женском отделении. С одной стороны, женщины преобладают среди прихожан и хорошо быть знакомым с особенностями протекания психических заболеваний именно у них, а, с другой стороны, психически больные женщины могут вести себя искушающе для молодых людей.

Священник Владимир Климзо из деревни Давыдово Рыбинской епархии рассказал о своём десятилетнем опыте социализации инвалидов с тяжёлыми степенями олигофрении. При храме Владимирской иконы Божией Матери действует община, многое перенявшая из опыта известного философа и богослова Жана Ванье. Ее участники не деградируют в психоневрологических интернатах, где нет условий для развития, а выполняют посильную работу на земле. Есть случаи, когда родители «особых детей» продавали подмосковные дачи, чтобы купить дома в Давыдово и присоединиться к общине.

Подводя итоги круглого стола, митрополит Климент рассказал о своём опыте встречи с детьми с синдромом Дауна в 1982 году в США. Тогда его поразило, что к детям с нарушениями интеллекта «там совсем другое отношение – их учат быть членами общества».

«Кроме священников, и общество нужно готовить к принятию этих людей. Они в своей простоте и чистоте ближе ко Христу, они тоже спасены Кровью Христовой», – подчеркнул владыка.

На встрече в рамках круглого стола было принято решение о создании постоянной рабочей группы при социальной комиссии Межсоборного присутствия, которая будет заниматься проблемой пастырского окормления душевнобольных.

Ольга Гуманова

Источник: Приходы

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ