Архив:

Спасательный круг любви

— Если человек готов «утонуть» в своей болезни, ему вряд ли кто-нибудь поможет! — убеждена Корделия Лукина, реабилитолог Ялуторовской местной организации Всероссийского общества слепых. К счастью, большинство людей, у которых возникают проблемы со зрением, и даже те, кто его теряет, готовы принять помощь специалистов, чтобы и дальше жить, действовать, побеждать.Инвалиды детства более адаптированы к жизни

На 1 января 2015 года на учете в Ялуторовской организации ВОС состояло 309 человек. Среди них много пожилых. Очень важно помочь этим людям почувствовать себя нужными и в преклонном возрасте. Порой им необходимо, чтобы их просто выслушали. И в 80 лет люди хотят участвовать в концертах, петь, читать стихи, заниматься вязанием, плетением, вышивкой.

Корделия Маратовна занимается адаптацией и реабилитаций людей, не видящих с детства, а также тех, кто становится инвалидом по зрению в силу болезни или травмы. Учит своих подопечных обслуживать себя в быту, готовить, ориентироваться в пространстве. Работает в большинстве случаев индивидуально: уровень потери зрения у людей разный.

В Ялуторовской МО ВОС проводят много культурно-массовых мероприятий, они тоже дают возможность самореализации для инвалидов по зрению.

— Инвалиды детства более адаптированы к жизни, — рассуждает моя собеседница. — Либо им помогали родители, либо они заканчивали специализированные школы-интернаты. И сейчас они с удовольствием принимают участие в кулинарных конкурсах, концертных программах, во всех наших мероприятиях. У нас есть люди поющие, читающие стихи. И здесь я выступаю уже больше помощником, вдохновителем, нежели реабилитологом.

Сказка о лягушке

Труднее приходится тем, кто теряет зрение уже будучи взрослым. Им приходится начинать многое практически с нуля. Реабилитолог помогает им, снова и снова напоминая сказку о той лягушке, которая тонула в молоке, но не сдавалась, из последних сил барахталась в нем и, взбив молоко в масло, спаслась…

Человеку нужно заново научиться писать и читать, используя рельефно-точечную систему Луи Брайля. Ребенку проще освоить эту систему, у него более чувствительные пальцы, да и в силу возраста он быстрее усваивает информацию. С возрастом учиться тяжелее, хотя есть специальные буквари, есть система преподавания.

Все зависит от желания и способности осязать. Тем, кто занимался тяжелым ручным трудом, приходится труднее: теряется чувствительность пальцев. Некоторым достаточно двух-трех месяцев, чтобы освоить чтение и письмо по Брайлю, некоторым — год и больше.

— Я учу их также элементарным навыкам, например, как накрошить салат, приготовить суп, — объясняет Лукина. — Мне проще их обучить, потому что я сама через всё это прошла.

Инвалидам по зрению помогают не только Ялуторовская местная организация, но и областная организация ВОС, реабилитационные центры Бийска и Волоколамска. Сегодня много современных технических средств, способных облегчить жизнь инвалидам по зрению, и в Ялуторовской МО их обучают пользоваться новинками. С 2013 года здесь работает компьютерный класс.

В организации есть и молодые люди. Они часто учатся где-то, работают. А обращаются за помощью в конкретных ситуациях: получить субсидию, решить квартирный вопрос. Организация их консультирует, помогает писать соответствующие письма, собирать документы. У молодых есть и творческие запросы, которые они с успехом реализуют.

…Сама Корделия Лукина — уроженка Башкортостана.

— У меня первая группа инвалидности, — говорит она. — В детстве получила осложнение после гриппа, которое проявилось падением зрения. Я обучалась в школе-интернате Уфы для слепых. Потом поступила в университет, по специальности я историк-культуролог.

Стажировалась в Академии наук, училась в аспирантуре. Около 10 лет Корделия Маратовна проработала директором музея общества слепых Башкирской организации ВОС.

— Как же вы оставили Уфу, музей и переехали в Ялуторовск? — спрашиваю.

— Любовь творит чудеса! Встретила человека, с которым мне захотелось создать крепкую семью. А потом ведь Ялуторовск — прекрасный культурный центр, город декабристов, кроме того, он дает и стабильность, и уверенность в завтрашнем дне.

«Я понял: это мой человек!»

Ради кого же Корделия Лукина переехала на тюменскую землю? Этот человек вот уже 10 лет возглавляет Ялуторовскую местную организацию ВОС, и зовут его Евгений Бушнев.

Они познакомились в 2009 году на фестивале в Перми, куда он приехал как вокалист, а она — в составе танцевального коллектива.

Он исполнял на сцене песню собственного сочинения «Одинокая душа». Пел своим завораживающим высоким голосом, без всякого позерства, коим нередко грешат певцы, а она, замерев, слушала! Потом познакомились, разговорились. Он в то время был не в браке, она тоже свободна.

— Меня поразило, как тонко Корделия Маратовна чувствовала то, что происходит на сцене! — вспоминает Евгений Александрович. — Знаете, когда у человека нет зрения или оно слабое, обостряется интуиция, и ей можно доверять. Так вот, я понял, что это — мой человек, и с тех пор не пожалел о своем решении быть вместе.

…Они разъехались по своим городам, а буквально через несколько часов Евгений уже звонил в Уфу, узнавал, как она доехала до дома. А потом были многочасовые разговоры по телефону.

Всего через пару месяцев Евгений Александрович приехал к родителям Корделии просить ее руки. И свадьба не заставила себя ждать.

— Она прирожденная жена! — говорит о своей избраннице наш герой. — Воспитана в мусульманских традициях уважения к мужу. Ее мама и отец всегда проповедовали лояльное, чуткое отношение к другим религиям.

После свадьбы молодожены устроили себе испытание. Оба инвалиды первой группы по зрению, они решили сделать ремонт квартиры. Им помогали двое строителей. Евгений и Корделия по описанию, по ощущениям выбирали обои, панели, краны, окна. Оборудовали квартиру. Это было трудно, но они справились.

Увидеть звёзды

…Что касается музыки, то Евгений занимался ею чуть не с пеленок. Петь начал еще в детском саду. Потом пел в школе. Его учителями были Иван Никифорович Шамин (военно-ослепший), а потом Анатолий Николаевич Казанцев. Это была школа для слепых и слабовидящих детей № 26 Ялуторовска.

После Евгений недолго трудился на учебно-производственном предприятии, а потом познакомился с профессиональными музыкантами, ушел с предприятия и работал при городском Дворце культуры в составе вокальной группы «Версаль».

В 1989 году Евгений стал лауреатом Тюменского областного фестиваля «Будущее для всех». Это был его первый серьезный конкурс. Он исполнял свою песню «Исповедь» — о любви незрячего человека к здоровой девушке. Там были слова:

Как хочется уйти

из жизни в никуда,

Как страшно ощутить,

что ты не нужен.

Как больно сознавать,

что не увидишь никогда

Ни звезд над головой,

ни снежных кружев…

Потом был фестиваль «Димитриевская суббота» в 2001 году: Евгений выступал наравне со зрячими ребятами. Он стал дипломантом первой степени, а в жюри были Жанна Бичевская, сын Игоря Талькова — тоже Игорь.

Позже наш герой часто участвовал во всероссийских фестивалях эстрадного творчества среди инвалидов по зрению (по линии ВОС). Дважды был лауреатом и большое количество раз дипломантом.

Автор-исполнитель, профессиональный вокалист, Евгений Александрович сейчас в ансамбле не работает, но его приглашают на городские и областные мероприятия как старейшину группы.

Он думал, что Музыка — это навсегда! Но в нем заметили потенциального руководителя, избрали председателем Ялуторовской местной организации ВОС.

… А звезды он все-таки увидел! Одна из них светит ему каждый день, ровно и ярко. Ведь Любовь творит чудеса.

Татьяна Потёмкина

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ