Архив:

Музыка лечит. В Перми открылось новое направление реабилитации детей-инвалидов – музыкотерапия

Вместе с семилетним Егором Иванищевым и его мамой Натальей мы осторожно заходим в театральный класс «Туки-Луки», где скоро начнётся урок музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья. В зале уже собрались другие ребята с родителями, повсюду лежат музыкальные инструменты — гитара, барабан, флейта, гармошка и даже деревянные ложки. Это первый урок музыкотерапии, который проходит в рамках «Школы особых знаний», созданной Пермской краевой общественной организацией защиты прав детей-инвалидов и их семей «Счастье жить».

Диагноз как приговор

Егорка Иванищев, до того как прийти на музыкотерапию, посещал самые разные реабилитационные курсы. Он ходит в коррекционный детский сад. Мама малыша говорит, что Егор родился вполне здоровым ребенком, однако развиваться стал иначе, чем все остальные дети. Он не говорил, не отзывался на своё имя, постоянно повторял одни и те же движения.

«Когда Егору исполнилось три года, — рассказывает Наталья Иванищева, — мы пошли в обычный детский садик и увидели, что наш ребёнок совсем не такой, как другие. Воспитательница мне сказала, что с Егором явно что-то не то и надо обратиться к специалистам».

Врач поставил диагноз — задержка умственного и психического развития. Медики ссылались на внутриутробные повреждения, которые произошли ещё во время беременности матери. Генетический анализ не показал никакого отклонения, но мальчик в свои семь практически не говорит, плохо реагирует на речь и живёт в каком-то своём мире.

35d7e0b7610fcfb8b109bbac653db224.jpg

«Когда Егору исполнилось три года, мы пошли в обычный детский садик, и увидели, что наш ребенок совсем не такой, как другие»

Сегодня родители Егора решили попробовать нестандартные методы реабилитации. Мама надеется, что, может быть, музыкотерапия сумеет разбудить в её сыне спящие до сих разум и чувства.

Этот удивительный мир

Проект «Школа особых знаний» создан специально для того, чтобы развивать малышей с ограниченными возможностями. Таких, которым требуется особый подход и нестандартные программы воспитания и развития.

«За счёт получения новых навыков и эмоциональных впечатлений происходит обучение, социализация и реабилитация детей-инвалидов. — объясняет Анастасия Гилёва, руководитель региональной общественной организации „Счастье жить“ и мама ребёнка-инвалида. — Родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытали на себе все способы традиционной медицинской реабилитации. Многие пришли к тому, что обычные методики не всегда приносят ожидаемые результаты. Но опускать руки и ставить крест на своих детях ни в коем случае нельзя».

Первым направлением «Школы особых знаний» была канистерапия — психотерапевтическая методика, которую осуществляют со специально обученными собаками-инструкторами. Этот метод используется для детей с проблемами в сфере общения, поведенческими нарушениями, задержкой речи и психического развития. Общение с собакой помогает малышам преодолеть свои страхи, поднять самооценку, научиться общаться с окружающим миром... Как ни странно, но дети с проблемами развития быстро и легко находят общий язык с животными. Они видят в них друзей, которым можно рассказать даже то, чего никогда не расскажешь людям.

Когда организаторы «Школы особых знаний» увидели первые успехи от занятий канистерапией, они поняли, что выбрали верный путь для адаптации детей-инвалидов, и запустили следующее направление — арт-терапию, то есть лечение искусством. Главный инструмент здесь — краски, в них — всё многообразие окружающего мира. С помощью красок дети могут и выражать себя, и познавать мир.

Следующим этапом стала агротерапия. Это новый вид лечения, который воздействует на двигательные и психоинтеллектуальные нарушения. Во время практических занятий по агротерапии дети готовят семена, высаживают рассаду, ухаживают за растениями и приходят к выводу, что всё живое растёт и изменяется, что всему живому нужны забота и уход.

В этом году в «Школе особых знаний» появилась музыкотерапия.

ca9999bb88b9d25d2e72436fdced666c.jpg

«За счёт получения новых навыков и эмоциональных впечатлений происходит обучение, социализация и реабилитация детей-инвалидов».

«Мы даже придумали свою нотную грамоту, — рассказывает Анастасия Гилёва. — ДО — это зДОровье. РЕ — РЕабилитация. МИ — новый МИр. ФА — ФАнтазия. СОЛЬ — вся СОЛЬ и суть методики в раскрытии новых способностей особенных детей. ЛЯ — дЛЯ лучшего восприятия этого мира. И когда вступает последняя нота октавы СИ, мы становимся СИльнее, а мир играет для нас новую мелодию».

Радость творчества

Каждый малыш выбирает себе тот музыкальный инструмент, который, по его мнению, должен звучать в той или иной мелодии. Затем дети меняются и играют уже новую песню. Егор Иванищев попробовал поиграть на каждом инструменте. Его глаза светились радостью, усталости в них совсем не было. Малыш не ждал: когда же этот урок закончится... Наоборот, он готов был продолжать и продолжать.

«Я вижу, что на музыкотерапии Егору очень понравилось, — поделилась своими впечатлениями после занятия мама мальчика. — Ему понравилось, что не было столов и стульев, что на полу было много подушек, что на них можно было сидеть и лежать... Понравилось, что не надо сидеть на одном месте, как в театре. Можно свободно ходить, тебя здесь ни в чём не ограничивают. Он играл на барабанах, на бубенчиках. Были такие музыкальные инструменты, которых даже я раньше никогда не видела, не то что Егор! Например, электровиолончель с потрясающе красивым звуком. Ещё „шум океана“ — это такой диск, внутри которого перекатываются какие-то зернышки. В результате получается необыкновенный, неземной звук. Мой сынишка попробовал поиграть на всём».

Урок музыкотерапии — это первое занятие, которое посетил Егор в «Школе особых знаний». Высидел всё занятие. А это, по словам Натальи, огромная редкость. Театральные представления он никогда не досматривает до конца. Но главное всё-таки не это. Важнее всего для мамы — увидеть радостные глаза сына. Ведь если ребенок счастлив — значит, он на пути к выздоровлению.

Наталья Мухина

Источник: Звезда