Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Дети не нужны. Почему государство наплевательски относится к сиротам

На днях одну из самарских волонтёрских организаций - «Домик детства» - чуть было не объявили иностранным агентом. Деятельность добровольцев максимально аполитична - они помогают ребятам-детдомовцам подготовиться к взрослой жизни.

Организация существует исключительно за счёт грантов и благотворителей. Одно из пожертвований им перечислил через своё российское отделение зарубежный благотворительный фонд. Это и стало поводом для разбирательства. «Получается, что иностранным агентом можно сделать кого угодно», - констатирует директор региональной общественной организации волонтёров Самарской области «Домик детства» Антон Рубин.

Закон что дышло?

- Антон, самарское управление Минюста долго проверяло вашу организацию на благонадёжность. Чем закончилась эта история?

- В итоге мы не попали в реестр иностранных агентов. Из Минюста пришло письмо о том, что политической деятельности в работе «Домика детства» не обнаружили. Деньги нам пришли из Москвы, из российского банка, в рублях, по программе «Добро.ру». И именно за этот платёж на нас составили протокол об искажении отчётности и непредоставлении данных о наличии иностранного финансирования. Эта история прекрасно демонстрирует, как любую некоммерческую организацию можно заподозрить в шпионаже. Закон в России, к сожалению, что дышло - как повернешь, так и вышло...

Маму не заменить

- Деятельность «Домика» - работа с детьми-сиротами. Но ребята в детдомах вроде бы и так окружены заботой: с ними занимаются психологи, педагоги, для них устраивают множество мероприятий… Чего им не хватает?

- Родителей. Любое учреждение, в котором ребёнок оторван от матери - будь это детский дом, приют или пансионат, - калечит его психику. Исправить это невозможно, можно только частично компенсировать. Психологи называют это явление материнской депривацией. Это сложный психологический феномен, суть которого в том, что человек, выросший без родителей, сильно отличается от ребёнка, воспитанного в семье. Он отстаёт в физическом и психологическом развитии, не умеет осознавать и контролировать свои эмоции. Страдает и его интеллектуальное развитие. Попытки как-то заменить или компенсировать маму психологами, праздниками, большим количеством мероприятий - это фикция. Детей нагружают «по самое не хочу», не понимая, что им это никак не поможет, а только усугубит положение. В итоге они ещё сильнее «отрываются» от реальности. Выходя в 18 лет из детского дома, из этих праздников, подарков и спонсоров, они вдруг оказываются на другой планете.

Сказка кончается. Они погибают - в первую очередь эмоционально. Понимают свою абсолютную ненужность, безысходность своего положения. Следует вполне логичное продолжение: криминал, наркотики, проституция, суициды. Вторичное сиротство - когда они рожают детей и не понимают, как о них заботиться, не могут ничему научить.

- Значит, праздники для детдомовцев - не выход. Как же помочь ребятам?

- Проводить развивающие мероприятия, которые позволяют подготовить сирот к жизни за стенами детдома. Нагнать интеллектуальное отставание, научить их строить диалог, общаться, обращаться с деньгами… Мы обязательно проводим выездные мероприятия, чтобы ребята понимали, что мир - больше, чем детский дом, и не ограничивается воспитателем, поваром и медсестрой, как это рисуется в их сознании. Учим «включать эмоции»: дружить, например. Рассказываем о таких вещах, как любовь и ненависть; о том, какие бывают эмоции у людей в принципе и как с ними справляться.

Всех под одну гребёнку

- Вы работаете ещё и с сиротами-инвалидами. А их-то как подготовить к взрослой жизни?

- Этим детям самостоятельная жизнь «не грозит». Система устроена так: один пансионат для молодых инвалидов от 18 до 30 лет и один пансионат для детей-инвалидов от 4 до 18 лет. Сначала они оказываются в детском пансионате, в 18 лет их переводят в молодёжный пансионат, а оттуда - сразу в дом престарелых. Всё. При этом мы видим, что многих ребят можно социализировать, не все они потеряны для общества. У многих всего лишь лёгкая умственная отсталость или даже задержка психического развития (ЗПР), которая преодолевается элементарно. Но эти пансионаты - учреждения медико-социального профиля. Там в принципе нет педагогов. Государство просто не предусмотрело для детей-инвалидов занятий по развитию личности.

- То есть их даже не учат читать и писать?

- Не учат! Одну нашу подопечную девочку в 4 года перевели из дома ребёнка «Малютка» в пансионат для молодых инвалидов, и мы поехали отслеживать её судьбу. Девочка не умственно отсталая, но у неё парализованы ручки. А у нас система не делает различий, физический ты инвалид или ментальный. Всех держат вместе. У неё прекрасные данные для интеллектуального развития, но в пансионате, где никакого обучения не предусмотрено, она, конечно, начала деградировать. И мы решили проводить занятия сами - силами волонтёров. Когда сотрудники пансионата увидели, что мы начали учить с ней азбуку, они покрутили пальцем у виска. Но через два месяца девочка уже знала буквы. Тогда психолог этого пансионата сказала: «Ой, научите нас этой методике!» Да нет никакой методики - мы с ней занимались, как с обычным ребёнком! Просто не надо видеть в человеке инвалида. Таких историй, к сожалению, много.

Дети - это деньги?

- Получается, что государство относится к детям-инвалидам и сиротам формально. Не хватает человеческого подхода, души?

- Невыгодно иметь душу. Если будет человеческий подход, сирот очень быстро не останется. А ведь детские дома имеют подушевое финансирование. Приёмная семья для директора детдома - потеря денег. Поэтому усыновить ребёнка в России - это просто подвиг. Нужно победить не только бесчеловечное отношение, но и страшнейшую бюрократию. Даже чтобы просто брать детдомовских мальчишек к себе в гости на один день, я оформлял бумаги 9 месяцев. Почему право на ношение оружия получить в 10 раз легче, чем право сводить ребенка в парк? У нас есть всероссийская база данных на детей-сирот, подлежащих усыновлению. Вы заходите, указываете, какого хотите ребёнка (цвет волос, глаз, пол) - и вам выдают список подходящих. Но это настолько убогий ресурс! Поступил ребёнок в детский дом, воспитатель снимает его на телефон и выкладывает фото в эту базу. Все характеристики детей написаны под копирку: «необучаем, неуправляем» и так далее. А я-то знаю этих детей! Они и обучаемы, и красивы, особенно если фотографировать их не в момент изъятия из семьи, когда у ребёнка стресс, а когда он отмыт, причесан и хорошо одет! Мы провели в нескольких учреждениях фотосессию и через министерство соцразвития «залили» в эту базу данных новые фотографии. Одна семья решила взять одну из девочек на фото к себе. Бились полгода! Директор детдома наотрез отказывалась отдавать ребёнка. Дело в том, что мама девочки сидит в тюрьме, но не лишена родительских прав. По закону в таком случае ребёнка обязаны передать в приёмную семью, но мама может, выйдя из тюрьмы, забрать его обратно. «Мы не отдадим, это лишняя травма для ребёнка - сейчас к одной маме привыкнет, потом та вернётся…» - настаивала директор. Подождите, а находиться в детском доме - это не травма для него?!

- Так и не удалось забрать её?

- Уже потеряли надежду. Но, пока мы бились, эта семья решила взять другого ребёнка. Девочку-инвалида. Им долго рассказывали, что инвалид - горе для семьи, что они не смогут с ней справиться, что она необучаема… Но эти люди всё-таки забрали Таню домой. Через два месяца мы девочку не узнали. Она стала ходить - до этого в свои 4 года не ходила вообще. Стала бегать! У неё были физические проблемы, несросшиеся кости - всё это заросло. Она стала потихоньку говорить, хотя до этого вообще не разговаривала! И родители, увидев это, поняли, что сделали всё правильно. У них появились силы и энергия, чтобы биться за ту девочку, которую не отдали. Мне пришлось дойти до замминистра. Это было нелегко, но всё-таки мы настояли на своём. Сейчас приёмные родители уже оформили все нужные документы и наконец-то забрали Ангелину в свою семью. То, с каким остервенением директор на протяжении года пыталась оставить эту девочку в детдоме, к сожалению, абсолютно типичный пример того, как они бьются за свои деньги. Для них дети - это деньги.

- В каких государствах система детдомов выстроена по-человечески? С кого бы нам стоило брать пример?

- Я не знаю стран, где есть детдома, не считая государств бывшего СССР. В большинстве западных стран, на которые нам хотелось бы ориентироваться, действует институт профессиональных приёмных семей. Как только ребёнок оказался без родителей, всегда есть люди, готовые взять его к себе на время или навсегда. Им за это платят деньги; перед этим их тщательно проверяют, отбирают и готовят. У нас в принципе ничего подобного быть не может - государство ставит перед собой другие цели.

Александра Исмайлова

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ