
Проблема в том, что, судя по всему, в нее переносятся все недостатки действующей пока версии программы. И главный среди них – отсутствие четко прописанных критериев, которые бы позволили оценить эффективность и качество мероприятий, предназначение которых – создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов ко всем объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорту, средствам связи и информации и т.д.
В правительстве рапортуют о достигнутых в этом направлении успехах, но до сих пор у значительной части российских граждан (а, по данным Росстата, в России проживает 12,9 млн граждан с инвалидностью, или 10% населения) сохраняется масса ограничений для полноценной жизни. Проблемы у них начинаются уже без преувеличения буквально от порога дома. А ведь доступная среда – это еще и условия для получения образования и возможность получить работу.
Так, с 6 марта по 3 апреля 2015 г. Центр проводил большое исследование в рамках исполнения указа президента № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Цель – мониторинг текущей ситуации по вопросам обучения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Тогда было опрошено 184 представителя высших и средних профессиональных учебных заведений (56 – в Москве и 128 – в регионах), а также 21 эксперт из числа представителей центров профподготовки и реабилитации людей с инвалидностью, общественных организаций инвалидов, бизнеса, а также Московского центра содействия занятости людей с инвалидностью.
В ходе опроса выяснились основные проблемы, с которыми так или иначе сталкиваются люди с инвалидностью, например на пути трудовой деятельности. Среди наиболее часто упоминаемых были: отсутствие безбарьерной среды (29%), невысокая зарплата (16%), небольшой выбор вакансий с маркировкой «Доступно для людей с ограниченными возможностями» (12%). Что касается препятствий при получении образования, то это все то же отсутствие безбарьерной среды (38%), а также специальных методик (22%) и небольшой список специальностей (21%), из которых может выбирать человек с инвалидностью. Получается, что в обоих случаях главным препятствием и в получении образования, и в трудоустройстве остается банальное отсутствие безбарьерной среды, а именно невозможность выйти из дома, воспользоваться общественным транспортом, самостоятельно добраться до школы, института, поликлиники и т.д., то есть воспользоваться всеми преимуществами, доступными обычным людям.
Причины всех проблем во многом связаны с тем, что в программе «Доступная среда» достаточно много запутанных формулировок. Чего стоит хотя бы такая: «приоритетные объекты приоритетных направлений жизнедеятельности…». При этом среди «приоритетов» почему-то нет самого главного – удобного, комфортного, построенного под потребности инвалидов жилья. Между прочим, инвалиды, как и все россияне, платят за капремонт. Однако вряд ли большинство из них может похвастаться, что во время капремонта в его подъезде, например, был оборудован специальный пандус. Еще хуже то, что и во вновь строящихся домах чаще всего не учитываются жизненно необходимые потребности инвалидов. Это означает, что процесс формирования доступной среды может растянуться до бесконечности, несмотря на выделяемые средства и действующие программы.
В правительстве заявляют о достигнутых в этом направлении успехах, но, какими критериями руководствуются при оценке эффективности и качества комплекса проводимых мероприятий, остается не ясно. Вообще, следует признать существенную разницу между официальными отчетами и оценками простых людей, в том числе и народных экспертов, принимающих участие в опросах Центра «Народная экспертиза». Например, согласно официальным данным, из 1,4 млн инвалидов трудоспособного возраста 80% (а это 1 млн 120 тыс. человек) хотели бы работать. Вопрос простой: сколько понадобится лет, чтобы трудоустроить всех желающих, если ежегодные темпы создания рабочих мест для людей с инвалидностью составляют 12–13 тыс. мест в год. Ответ тоже простой – 75 лет.
Все это свидетельствует о том, что надо пересматривать подходы к трудоустройству и корректировать программу «Доступная среда».
Например, 28% созданных в 2014 г. рабочих мест являются временными и не могут обеспечить постоянную занятость. В общей сложности 87% опрошенных отметили, что инвалиды испытывают серьезные трудности при поиске работы. К перечисленным выше трудностям при устройстве на работу, которые называли по ходу опроса эксперты, следует еще упомянуть предвзятое отношение руководства (13%). Многие работодатели предпочитают платить штрафы, вместо того чтобы взять на работу сотрудника с ограниченными возможностями. И это неудивительно, поскольку у нас вообще не выстроена система, позволяющая заинтересовать работодателя в найме работников-инвалидов.
По мнению экспертов Центра, перед утверждением госпрограммы «Доступная среда» до 2020 г. необходимо провести ее общественную экспертизу, в которой были бы максимально учтены мнения сообщества людей с инвалидностью, поскольку именно их интересы и потребности лежат в ее основе.
Пока же из анализа проекта следует, что он требует серьезной доработки. В первую очередь, по мнению экспертов Центра, необходимо определить все количественные и качественные показатели, позволяющие с максимальной объективностью оценить эффективность программы по повышению качества жизни людей с инвалидностью. Во-вторых, необходимо обосновать все предлагаемые значимые мероприятия и изменения, оценить их масштабность и просчитать предполагаемый положительный эффект.
«Нельзя сказать, что проблемы людей с инвалидностью не решаются. Наоборот, когда в 2011 г. программа только начиналась, это был настоящий прорыв, потому что до этого времени складывалось ощущение, что проблем для инвалидов как бы и не существует, – отметил директор Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев. – Однако надо двигаться дальше, и пока не поздно, пока программа до 2020 г. существует как проект, необходимо внести ясность в ряд положений предыдущего этапа программы и устранить имеющиеся недостатки. В противном случае на создание действительно доступной среды для людей, которые по разным причинам ограничены в своих возможностях, уйдет еще не один миллиард бюджетных средств (на эти цели ежегодно выделяется порядка 30 млрд руб.), а желаемого результата мы в обозримом будущем можем и не увидеть».
Источник: Общероссийский народный фронт