Архив:

О чём говорят глаза

Красноярский детский сад № 16 признан лауреатом всероссийского конкурса “Лучшая инклюзивная школа России — 2015”. Со своим проектом дошкольное образовательное учреждение оказалось в числе фаворитов в номинации “Лучший инклюзивный детский сад, реализующий инклюзивную практику”. Участниками конкурса стали образовательные организации из 64 регионов России. Это первая награда для Красноярского края в области реализации инклюзивного образования.

— Если честно, то для нас это было неожиданностью, — рассказывает заведующая детским садом № 16 Зинаида Коленченко. — Ведь опыт в инклюзии у нас всего ничего — мы работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья только с 2013 года.

Первым ребёнком с особыми потребностями, который появился в детском саду, стал Никита — внук Зинаиды Викторовны. Как педагог с огромным опытом она понимала, что домашнее обучение или коррекционный сад — это, конечно, хорошо, но ничего не может заменить маленькому человеку общения со сверстниками, и лучший стимул для развития малыша — это пример товарищей, которые рисуют, поют, танцуют и так далее. Да, история эта — очень личная, но важно, что она стала толчком для рождения нового проекта, нового взгляда на воспитание и образование детей с инвалидностью, которые, как известно, по закону имеют равные права и возможности в нашем обществе. И дошкольное образование — не исключение.

Новое направление требовало не только большого сердца и терпения, но и новых знаний, особых методик, знающих специалистов… Инклюзивный проект заработал только после того, как заведующая детсадом познакомились с Надеждой Болсуновской, председателем движения “Право на счастье”. Именно Надежда Болсуновская, адепт инклюзивного образования, и выступила автором проекта “Детский сад для всех”, пилотной площадкой для которого и стало ДОУ № 16. Сегодня среди 115 ребятишек, посещающих этот детский сад Свердловского района, уже семь детей с особыми потребностями. Мальчики и девочки включены в общий образовательный процесс, в то же время для каждого из них разработана индивидуальная траектория обучения. В программе занятий для детей с инвалидностью отдельно прописывается график посещений, режим занятий, участие в общегрупповом процессе. Не обязательно, что ребёнок будет находиться в группе весь день. Он может присутствовать на занятиях столько, сколько ему необходимо и полезно для развития. Принимают ребята активное участие и во всех детсадовских праздниках.

— Опыт работы показывает, что от пребывания в инклюзивной среде выигрывает каждый ребёнок, — говорит Надежда Болсуновская, которая сегодня является психологом ДОУ № 16. — Дети с повышенными потребностями получают возможность более эффективно сформировать навыки, которые затруднительно или невозможно развить, находясь в замкнутой изолированной среде, а обычные ребятишки становятся добрее, милосерднее, начинают воспринимать других безоценочно, такими, какие они есть. Они умеют находить способы общения с разными людьми, оказывать поддержку и понимать без слов. Всегда сами приходят на помощь ребятам с ограниченными возможностями: коляску подкатят, покажут, как делать ту или иную поделку…

1717ddd6721a856d1f87dd21526625be.jpg

Прогресс в развитии особых детей, которые регулярно общаются со сверстниками, налицо, утверждает воспитатель Татьяна Яценко. Кто-то начал различать цифры и цвета, кто-то запел… Но самое главное, считает педагог, что у этих детей поменялось отношение к себе, к окружающему миру: если поначалу они воспринимали других детей и чужих взрослых настороженно, с опаской, то сейчас они радуются встречам с друзьями. И это сразу видно по их глазам — открытым и весёлым.

Зинаида Коленченко говорит, что многие родители, имеющие особых ребятишек, хотели бы, чтобы их дети получали дошкольное образование в обычных детских садах. Потребность в инклюзивном образовании растёт, но возможности у городских общеобразовательных учреждений пока ограничены.

— На сегодняшний день главная задача для нас — расширение сети инклюзивных учреждений, систематизация имеющегося опыта, создание чёткого алгоритма действий, который позволит родителям обучать и социализировать ребёнка с особыми потребностями, — говорит руководитель главного управления образования Алексей Лапков. — Также формируется профессиональный стандарт педагога, проводится повышение квалификации педагогов, ведётся работа по созданию сети площадок по реализации инклюзивного образования. В течение двух лет в инклюзивную сеть города должно войти до 25 процентов от общего числа образовательных учреждений.

Нюанс

Сегодня в школах и детских садах Красноярска получают образование 1015 детей-инвалидов. Среди них слабовидящие и слабослышащие, дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, а также дети с нарушением интеллекта. Инклюзивно получают образование около двухсот ребятишек.

Марина Яблонская

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ